Столбовскому миру – 400 лет

В Гатчинской городской библиотеке им. А.И. Куприна 18 февраля состоялся круглый стол «Ингерманландские финны. «Рождение» народа». Мероприятие проходило в рамках историко-просветительского проекта «История ингерманландских финнов Ленинградской области».

Рубрики:  Культура

В роли ведущего круглого стола выступил председатель правления Региональной национально-культурной автономии ингерманландских финнов Ленинградской области Арвий Коркка. С приветственным словом к участникам мероприятия обратился председатель комиссии Общественной палаты Ленинградской области по развитию институтов гражданского общества, по национальным и конфессиональным отношениям Владимир Попов. По его словам, Общественная палата большое внимание уделяет проблемам межнациональных взаимоотношений. Владимир Попов напомнил, что мероприятие в «Купринке» – уже не первое в рамках проекта «История ингерманландских финнов Ленинградской области». В частности, на предыдущем круглом столе, прошедшем в октябре 2016 года в Ленинградской областной библиотеке, обсуждалась возможность создания этнической деревни или музея ингерманландских финнов в Гатчинском районе.

Нынешняя встреча была посвящена важной памятной дате – 400-летию Столбовского мирного договора.

Напомним, Столбовский мирный договор между Россией и Швецией был подписан 9 марта 1617 года в деревне Столбово (северо-восточнее Новгорода). С его заключением закончилась русскошведская война, фактически начатая шведами в 1611 году захватом Новгородской области и формально объявленная в 1613 году после избрания на русский престол князя Михаила Романова.

С большим докладом о предпосылках русско-шведской войны и последовавшего за ней Столбовского мира выступил кандидат исторических наук, пробст церкви Ингрии Павел Крылов.

По словам Павла Валентиновича, начало XVII века было «смутным» для России, в которой так драматически была пресечена династическая ветвь Рюриковичей, правивших более семи столетий. С избранием на царство Бориса Годунова в 1598 году в России родился новый феномен – самозванство, сыгравший роковую роль в последующем расколе русского общества.

Но смута сотрясала не только Россию, но и ряд европейских государств. С династическими спорами было связано «смутное» время в Швеции и Польше, в которых правили родственники – Сигизмунд III и Густав II Адольф. В начале XVII века, в связи с коронацией герцога Карла, известного как Карл XIX Шведский, в Швеции разразилась гражданская война с участием Польши.

По словам Павла Крылова, одним из главных мотивов иностранной интервенции в Россию стало желание противоборствующих Швеции и Польши заполучить союзника, посадив на российский престол своего ставленника. По сути, Российское государство стало полем борьбы между «польским» Сигизмундом и «шведским» Карлом. Претензии обеих сторон фактически потеряли смысл, когда на русский трон взошел Михаил Романов, не поддержавший ни одну из противоборствующих сторон.

Начавшаяся в 1611 году русско-шведская война сильно ослабила обе стороны, которые были вынуждены заключить мирное соглашение.

По условиям Столбовского мирного договора шведский король признавал династию Романовых. Швеция возвращала Русскому государству Новгородскую область с городами Новгород, Старая Русса, Порхов, Ладога, Гдов. К Швеции отходила, в частности, Ижорская земля (Ингрия) с городами Корела (Кексгольм), Копорье, Орешек, Ям, Ивангород. Именно эти места шведы называли Ингерманландией. Именно на эти опустевшие в результате шведского владычества земли двинулись переселенцы из Восточной Финляндии и Карелии, дав начало новому народу – ингерманландским финнам.

Как известно, в рамках Столбовского мирного договора были сделаны межевые записи и выложены рубежные камни, разделявшие территорию России и Швеции. В гатчинских лесах, через которые проходила эта старинная граница, еще можно встретить такие валуны с вырубленными на них символами. Подобные камни были найдены и в Кронштадте (некогда остров Котлин), о чем сделал доклад исследователь, член Русского географического общества Вячеслав Мизин.

Об отголосках шведского присутствия на российской земле рассказал краевед и писатель Константин Ульяночкин. В частности, он отметил, что некоторые российские законы вплоть до XX века содержали «след» шведского законодательства (городское и деревенское право, береговое право, право строительства новых домов и присваивания себе части найденного клада).

С докладом о конфессиональной ситуации в шведской Ингерманландии в XVII веке выступил доктор исторических наук Вадим Мусаев (Институт истории РАН). По его словам, до прихода шведов эта территория считалась православной. Местное население, состоявшее из ижоры, води, славян, имело право сохранять свою веру, но это право было ограничено. Позиции православия в результате шведского владычества были значительно ослаблены, пришли в упадок многочисленные монастыри. Количество православного населения сильно сократилось, зато увеличилось количество лютеран.

Первый лютеранский приход появился на территории Ингерманландии еще в 1611 году (Лемболово). К концу XVII века вся Ингерманландия была разделена на приходы, причем эта система по сути сохранилась и до наших дней.

Также в день проведения круглого стола, посвященного Ингерманландии, в Гатчинской библиотеке им. А.И. Куприна были развернуты сразу две выставки литературы из ее фондов: «Столбовский мир – «вечный» мирный договор» и «Ингерманландские финны: история и судьба». Со всеми этими книгами можно познакомиться, обратившись в «Купринку».