Не так страшен европротокол, как его…

Не так страшен европротокол, как его…

Теоретическая справка и практический опыт

Как правило, дорожно-транспортное происшествие происходит за считанные секунды. Один вовремя не среагировал, второй засмотрелся, третий догнал первых двух… А дальше начинается длительное приключению: вызов наряда ГИБДД, если есть пострадавшие – вызов кареты скорой помощи, обращение в страховую компанию, восстановление автомобиля, возможно, судебные разбирательства…

Для начала вам нужно успокоиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, определить, есть ли пострадавшие, и оценить степень ущерба. Если пострадавших нет, то необходимо оформить ДТП.

На сегодняшний день ДТП можно оформить двумя способами: с помощью сотрудников ГИБДД или составить европротокол, что намного быстрее и удобнее.

Европротокол (Европейский протокол) – это оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт дорожно-транспортного происшествия с тем, чтобы в дальнейшем обратиться в страховую компанию за получением возмещения, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.

По Федеральному закону № 306-ФЗ от 1 декабря 2007 года оформлять ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции водители могут, начиная с 2009 года. Кстати, эта система распространена в Европе еще с 1970-х годов, когда граждане Франции начали самостоятельно оформлять ДТП по европротоколу. Вскоре к ним присоединились жители Италии, Греции, Испании, Германии и других стран, где сегодня большая часть ДТП оформляется именно таким образом.

В нашей стране эта практика приживается медленно. В 2013 году количество ДТП, оформленных по европротоколу, составило всего 9 % от общего количества всех дорожно-транспортных происшествий, в 2016 году по данным Российского Союза автостраховщиков доля водителей, обратившихся за возмещением убытков с помощью европротокола, составила 30%.

Причина непопулярности европротокола состоит в том, что российские автомобилисты не спешат брать ответственность на себя и самостоятельно оформлять дорожно-транспортное происшествие. Учитывая, что ДТП – это всегда стрессовая ситуация, водители боятся допустить ошибку, которая может привести к увеличению финансовых затрат по восстановлению железного коня.

Прежде чем выбирать оформление ДТП по европротоколу, необходимо помнить, что этот вариант разрешения ситуации возможен только, если:

— в ДТП участвовало два автомобиля (если вы врежетесь в столб или дерево, то европротокол недопустим);

— вред причинен исключительно транспортным средствам;

— оба водителя имеют действующие страховые полисы ОСАГО;

— у участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств произошедшей аварии – вины водителей, характера повреждений и прочего.

И, пожалуй, самое главное – причиненный ущерб автомобилю пострадавшей стороны не должен превышать 50 тысяч рублей. Это максимальная сумма, на которую может рассчитывать его владелец, выбирая европротокол.

Если у вас возникнут подозрения в том, что ущерб может превышать установленный законом лимит страхового возмещения, то лучше вызвать сотрудников Госавтоинспекции и зафиксировать ДТП в общем порядке.

Проверено на себе

С европротоколом мне удалось познакомиться чуть больше месяца назад. До этого времени, признаюсь, даже не знала, что ДТП можно завершить каким-либо иным способом, помимо встречи с сотрудниками ГИБДД.

Подробности аварии опущу. Скажу лишь, что меня «догнали», когда я пропускала пешехода, внезапно решившего перейти дорогу. Это была первая крупная авария в моей практике. Оценив ситуацию, вместе со вторым участником ДТП мы вызвали наряд Госавтоинспекции по телефонному номеру 112, но через какое-то время к нам подъехал аварийный комиссар и предложил оформить ДТП по европротоколу.

Аварийный комиссар – это физическое или юридическое лицо, которое предоставляет свои услуги страховой компании или водителю с целью защиты их материальных и моральных интересов при ДТП.

По его словам, он дежурил в районе, где произошло ДТП, поэтому и предложил свои услуги, увидев два автомобиля, остановившихся посреди дороги с включенной «аварийкой» и заметными внешними повреждениями.

Почему я согласилась на европротокол, который предложил аварийный комиссар?

Во-первых, захотелось быстрее завершить внезапную встречу и разъехаться, чтобы в спокойной обстановке оценить ущерб и решить, что делать дальше. Во-вторых, от сильного стресса мозг был не в состоянии адекватно мыслить. В-третьих, возможно, сработала опытность аварийного комиссара, который спокойным тоном объяснил, что ущерб, причиненный моему автомобилю, не превышает положенных по европротоколу 50 тысяч рублей, а значит, общения с сотрудниками ГИБДД и дальнейшего «хождения по мукам» в страховых компаниях можно избежать.

Мы убрали автомобили с проезжей части. Аварийный комиссар оформил все необходимые документы, задокументировал случившуюся аварию, нарисовав ее схему, и выдал мне как пострадавшей стороне направление в Единый центр экспертиз и оценки, сотрудники которого должны были уладить все бумажные и организационные вопросы.

Туда я и отправилась. Потребовалось оплатить услуги нотариуса (1700 рублей), чтобы сотрудники Центра могли от моего имени оформить все необходимые документы для страховой компании, а также предоставить реквизиты банковской карты для перечисления денег от страховой компании за причиненный ущерб. Кроме того, была проведена предварительная оценка ущерба, причиненного автомобилю.

Через две недели меня пригласили в страховую компанию, где специалисты оценили реальный ущерб. Официально деньги выплачиваются в течение 20 рабочих дней после встречи со страховой компанией, но уже через пять дней мне пришло смс-сообщение о пополнении карты на установленную европротоколом сумму.

Здесь стоит сделать лирическое отступление. Если бы я не заключала договор с Единым центром экспертиз и оценки, мне не пришлось бы оплачивать услуги нотариуса. С другой стороны, учитывая мою неопытность в вопросах оформления ДТП и незнакомство доселе с европротоколом, деньги, потраченные на нотариуса, сэкономили большое количество нервных клеток и времени.

Еще один нюанс: Единый центр экспертиз и оценки не работает совсем уж бесплатно. В случае если суммы оценки страховой компании и Центра экспертиз разнятся, то юристы Центра подают на страховую компанию в суд и добиваются полной выплаты компенсации, забирая себе 30 % от довзысканной суммы. Учитывая, что причиненный моему автомобилю ущерб даже чуть превысил оговоренную по европротоколу сумму, мне выплатили сразу же все 50 тысяч рублей.

Несмотря на то, что в интернете можно найти немало историй о негативном опыте общения с аварийными комиссарами и оформлении европротокола, мой случай реально подтверждает, что ДТП с незначительным ущербом можно оформить и разрешить без помощи сотрудников ГИБДД. Оформлять европротокол самостоятельно или вызывать аварийного комиссара – уже решать вам.

Еще один случай – уже со служебным автомобилем редакции – произошел спустя месяц. Во время движения по кольцевой автодороге вокруг Санкт-Петербурга во время перестроения «Камаз» задел служебный автомобиль. Бампер был поврежден незначительно, поэтому было принято решение оформить европротокол прямо на месте, не вызывая сотрудников ГИБДД. Заполнив все необходимые документы (благо, у меня уже был опыт), участники ДТП разъехались. В страховой компании был также произведен осмотр автомобиля и оформлены документы по выплате компенсации.

В интернете на специальных сайтах размещено большое количество исчерпывающей информации, посвященной европротоколам и тонкостям оформления ДТП без помощи сотрудников ГИБДД. Стоит с ней ознакомиться, чтобы в случае необходимости упростить себе жизнь после дорожно-транспортного происшествия.