Либретто о клипарте
Слово «промысел», к сожалению, приобрело в последнее время весьма негативный оттенок. Хотя изначально под этим термином подразумевалась форма народного творчества, в которой четко прослеживаются традиционные нравы народа, неповторимость региональной культуры.
Обратимся к примеру, на котором хочу заострить внимание читателя на тонкой грани между ремеслом и искусством: взглянем на Жостовскую роспись. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета превратились в самостоятельное панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского искусства, узнаваемого и почитаемого во многих странах.
Ярким воспоминанием моего детства было занятие деда столярничеством. Запахи древесины и свежей стружки будут являться моими основополагающими нотками, составляющими мелодию детства, вызывая тёплые ощущения и приятные ассоциации.
Моё увлечение резьбой началось с покупки электролобзика. И первой работой – так называемой «пробой пера» стал «финский» наличник, который одновременно указывал на правильный угол наклона верхней фасадной части, оптимальное соотношение сторон и их пропорции.
За ним последовали «корабельные» наличники, лицом которых стали славянские руны-обереги. Аппликации этих символов и были прародителями моих нынешних панно.
Для достижения объёмного изображения пробовал шпатлёвку по дереву. Но вскоре отказался от этого материала ввиду весьма ограниченного спектра рисунков, предлагаемых трафаретами, и довольно низкой прочности к погодным воздействиям наносимых изображений.
А просторы интернета поражали воображение количеством образов, комбинируя которые можно было добиться желаемого результата. А вот коллег по цеху, с которыми можно было бы посоветоваться, поделиться хитростями, отыскать не удалось.
В процессе проб добавлялись новые инструменты, осваивались новые материалы (которые просили новой обработки). Экспериментировал с комбинациями цветов, склоняясь всё же к естественному структурному рисунку древесины. В своих работах стараюсь парой «лак+морилка» подчеркнуть древесные кольца.
В последнее время, не отступая от техники клипарта, стал пробовать себя в портретном жанре – колдовать с фотографией. Пока доступны лишь профессиональные постановочные снимки с хорошим освещением, на которых тени, полутона и игривые наклоны не отвлекают от центрального изображения.
Технику исполнения своих произведений называю «прорезным клипартом». Это понятие, кажется, наиболее точно отображает жанр моих панно. Хотя, возможно, технология производства позднее обретёт независимое имя. Как, в своё время, появился кубизм, а человека, работавшего в этом жанре, стали считать его родоначальником.
Не только поэтому считаю Пикассо своим вдохновителем. Об этом гении – в том числе – отзываются, как о самом продуктивном. Вижу прямую зависимость в занимании им почётных мест
— самого продаваемого,
— самого награждаемого,
— самого неординарного,
— самого популярного у картинных воров и многих других.
Всё просто: люби своё дело и не сиди, сложа руки. За свои 93 года Пабло создал более 20 тысяч картин! А ведь были ещё скульптуры, стихи, балетные постановки… То есть человек жил, работая, отдавая свои эмоции, вдохновенье, талант.
Чем не пример для подражания?