Перестало биться сердце Бориса Павловича Николаева

10 июня 2017 года на 93 году жизни перестало биться сердце Бориса Павловича Николаева, заслуженного художника России, академика Российской академии художеств, мэтра ленинградской – петербургской школы живописи, потомственного вырицкого дачника, скромнейшего и достойнейшего Человека.

Грандиозная по размаху и общественному резонансу весенняя выставка картин Бориса Павловича Николаева в помещении Союза художников Петербурга на Большой Морской, 38 явилась в полном смысле слова шоком для художественной интеллигенции: непарадная война глазами усталого солдата на больших полотнах и в потрясающих карандашных зарисовках, война глазами очевидца, успевающего передать суть момента в живой динамике жизни; послевоенный Ленинград с его вечными дождями, тускло светящимися фонарями в предрассветном тумане, гранитными набережными, проспектами и трамваями, непарадный город глазами влюблённого в него жителя. Наконец, дорогая сердцу мастера Вырица искрящиеся разноцветьем букеты полевых цветов, согретые сердцем пейзажные зарисовки и, конечно, Она, его главная муза, жена, то мечтательная юная девушка, то кокетливая дама в шляпке, то зрелая женщина с глубоким печальным взглядом.

Вырицкие старожилы – дачники хорошо помнят как вечно бодрый, крепкий и сухой человек преклонных лет с деревянной тросточкой то уходит надолго в лес по Ленинградскому проспекту, то возвращается обратно в свой неброский дом на углу Ленинградского и Щедрина, неся в руке полную корзину грибов, прикрытых листьями папоротника. Осиротела без него и коллекция кактусов, которую каждое лето привозил он на дачу, чтобы дать ей подышать свежим деревенским воздухом.

Без него осиротела Вырица. Без него осиротел Петербург. Его многочисленная семья, жена, дети, внуки, правнуки. Его ученики. Его друзья.

Многие картины Бориса Павловича теперь хранятся в Русском музее, некоторые в частных коллекциях, некоторые в его квартире-мастерской на углу Суворовского проспекта и 4-й Советской. И это священное место для всех, кто его знал и любил, кто виделся с ним там и разговаривал. Так же, как и священно место, где стоит его дача – пр. Щедрина, 20. Там живёт и ещё долго будет жить его душа, открывшая малознакомую Вырицу всему миру.