Аникушин. Суйда. Пушкин…

Аникушин. Суйда. Пушкин…

Трудно представить облик сегодняшнего Петербурга без работ Михаила Аникушина. В Северной столице открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения великого скульптора Михаила Константиновича Аникушина (1917-1997 гг.).


В центре огромной мастерской, где многие годы работал мастер, ставшей филиалом Государственного музея городской скульптуры, развернута масштабная экспозиция. Посетителей встречают десятки авторских работ и графических набросков, среди которых особо выделяются скульптурные произведения, посвященные Александру Сергеевичу Пушкину. Именно пушкинская тема стала одним из главных направлений деятельности Аникушина, а его памятник поэту, выполненный в 1957 году и установленный на площади Искусств, является одной из визитных карточек города на Неве. За него автор получил Ленинскую премию. Впоследствии были другие знаменитые памятники: Пушкину у станции метро Черная речка, Ленину на Московской площади, Чехову в Камергерском переулке в Москве, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» и другие.

Художественный почерк Аникушина узнаваем, в мастерской он был как актер на сцене, любил творить под музыку, всё свободное время отдавал творчеству. Его талантом можно только восхищаться. Он воспитал целую плеяду молодых скульпторов. Несмотря на свои многочисленные почетные звания и награды (а он был Героем Социалистического труда и народным художником СССР), он всегда оставался очень скромным, радушным и отзывчивым человеком. Аникушин был прямым и демократичным, многие считали его натуру сложной и даже противоречивой, что не могло не сказаться на оценках его творчества, но, как известно, с классиками – не поспоришь…

На открытии выставки много добрых слов было сказано в адрес юбиляра. Особенно трогательным было выступление дочери скульптора Нины Михайловны, рассказывающей с какой любовью к своей профессии, работал отец. На некоторых «пробных» произведениях сохранились следы его пальцев. Его работы до сих пор хранят тепло его рук. В экспозиции воссоздан скромный кабинет скульптора, рабочий стол, с книгами, черновиками, письмами, над которыми царит портрет Пушкина. На выставке представлено много фотографий разных лет их семейного архива Аникушиных.

С 1987 году Михаил Константинович был почетным гостем Пушкинских праздников на гатчинской земле, он оказывал посильную помощь в становлении и развитии народного музея в Суйде, которому чиновники долго не хотели давать статус государственного музея; подписывал многие обращения, связанные с сохранением Пушкинских мест и культурного наследия Гатчинского района.

Мне посчастливилось быть знакомым с этим замечательным подвижником в последние годы его жизни. С М.К. Аникушиным меня познакомила известный пушкиновед, главный хранитель Всесоюзного музея А.С. Пушкина Нина Ивановна Грановская. Тогда же я пригласил мастера посетить Суйдинский музей, которым руководил на общественных началах с момента его открытия в 1986 году Тем более, что скульптор летом отдыхал на даче в Сиверской. На улице Вокзальной, в окружении столетних сосен и елей, стоял небольшой деревянный дом.

Он бывал в Суйде часто, заезжая в старинную усадьбу по пути в Сиверскую. Чаще один, но иногда со своей супругой Марией Тимофеевной Литовченко – замечательным скульптором. С М.К. Аникушиным мы вместе ездили в Москву на учредительное собрание по организации Пушкинского общества России. Михаил Константинович смело отстаивал идею создания заповедника предков, родных и близких А.С. Пушкина в Гатчинском районе, выступал в защиту родовой ганнибаловской усадьбы в Суйде, очень переживал за состояние поместья матери великого поэта в Кобрино, когда летом 1989 года в господском доме случился пожар.

Помню, как однажды по телефону договорились с Аникушиным о встрече в Ленинграде, около Смольного. Он смело открывал кабинеты управления культуры и требовал спасти старинный дом, в котором после свадьбы жили будущие родители поэта, и где мог бы родиться Пушкин. Ему обещали разобраться и принять меры, успокаивали, заверяли не обращаться выше. И действительно, после этого года два усадьба сохранялась, а в пострадавшем от огня мемориальном доме дежурил сторож.

На пушкинские праздники в Суйду, Кобрино и Выру М.К. Аникушина каждый год приглашал главный режиссер Михаил Иосифович Лейкин, талантливый организатор и педагог, умевший устраивать чудесные, незабываемые торжества. В 1995 году Лейкин попросил разрешения у Аникушина использовать на пригласительном билете праздника рисунок Пушкина из собрания скульптора. Тот с радостью согласился и, через некоторое время,  дал одно из своих творений. Потом этот рисунок часто использовался на афишах праздника.

Бывал я и в мастерской у скульптора. Можно написать целый рассказ, как в суйдинском музее появилось одна из знаковых работ Аникушина – авторское повторение, одна из заготовок скульптурного изображения А.С. Пушкина 1957 года. Я очень гордился этим экспонатом. Сегодня бюст поэта – одна из главных «изюминок» музея.

Последний раз мы встретились в день памяти поэта во дворе последней квартиры Пушкина на Мойке, 12 — в феврале 1997 года. Незадолго до смерти М.К. Аникушин был удостоен звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Андрей Бурлаков