Берегись автомобиля – чужого особенно

Угоны – по-прежнему бич и Гатчины, и района, и Северной столицы. Дорогие иномарки уводят с целью наживы, и тогда преступление квалифицируется как кража чужого имущества. Раскрываемость оставляет желать лучшего: в Гатчине этот показатель немногим выше 11%, в Петербурге – и того меньше. На все есть объективные причины.

Рубрики:  Криминал

Старые отечественные машины для криминальных структур непривлекательны: «Жигули» обычно становятся добычей хулиганов, мелкого ворья и ушлых подростков. Не все угонщики отдают себе отчет в своих деяниях – между прочим, уголовно наказуемых. За «покататься» тоже можно получить срок.

4-го декабря Гатчинский городской суд вынес обвинительный приговор двум угонщикам-неудачникам, которые напились пьяны и решили доехать до Ломоносовского района на чужой «пятнадцатой».

38-летний житель Киришского района Павел М. – по профессии разнорабочий, бездетный, и 31-летний Забар С. – станочник из Русско-Высоцкого, женатый отец двоих маленьких детей, познакомились на птицефабрике в Терволово. Оба устроились туда работать. Как-то вечером после рабочего дня новоиспеченные приятели распили бутылку и собрались к Забару в гости – в Русско-Высоцкое. Время двигалось к полуночи. Потоптавшись возле автобусной остановки и поспрашивав водителей, они поняли, что пассажирский автотранспорт уже не ходит – ехать не на чем. Тогда Забар выступил с предложением: угнать какую-нибудь машину, доехать на ней до Русско-Высоцкого и бросить там.

Пошли к Павлу в бытовку на территорию птицефабрики, взяли стамеску и универсальный складной инструмент и направились на Ленинградскую улицу, где возле дома были припаркованы автомобили. Первые «Жигули» – прямо на улице – вскрыть не удалось. Тогда пошли во двор, выбрали

ВАЗ-21540 – «пятнадцатую» и решили не деликатничать. Павел встал на стрёме. Забар кулаком разбил стекло левой передней двери, открыл машину, сел на водительское место, с помощью стамески выдрал магнитолу, сорвал декоративный кожух с рулевого управления и попытался вытащить контактную группу проводов под рулем, чтобы соединить их напрямую и завести двигатель. Когда угонщик занимался разблокировкой руля – без этого никак не уехать, он услышал крик своего подельника и понял, что их манипуляции обнаружены. Забар выскочил из машины и бросился бежать, но не вышло: и его, и Павла задержали бдительные жители Терволово.

…Той ночью случайные прохожие обратили внимание на двух мужчин, которые сначала на площади в Терволово приставали ко всем – спрашивали, на чем можно доехать до Русско-Высоцкого. Не найдя для себя варианта, мужчины ушли, а через несколько минут вновь появились и стали отираться возле «Лады», припаркованной на Ленинградской: пытались открыть двери и багажник, но безуспешно. Бросив «Ладу», подозрительные граждане углубились во двор, и вскоре оттуда раздался звук разбитого стекла. Догадавшись, что происходит, свидетели не растерялись и бросились задерживать злоумышленников. Решили зайти с разных сторон, чтобы наверняка взять обоих.

Во дворе дома картина была более чем ясная: один из мужиков стоял возле «Лады» – с автомагнитолой в руках, другой копошился внутри. Будучи застигнутыми с поличным, угонщики попытались спастись бегством – не догадываясь, что все пути им отрезаны. Пустившись удирать от одного свидетеля, они нарвались на другого, бросив магнитолу и растеряв впопыхах свой инструмент. А прохожие проявили полезные в деле навыки: один из угонщиков получил подножку и растянулся на земле, второго догнали и повалили.

Мужчины, задержавшие преступников, сообщили хозяину «пятнадцатой», а тот вызвал полицию. Угонщиков передали стражам порядка.

Наряд патрульно-постовой службы полиции доставил задержанных в дежурную часть УМВД России по Гатчинскому району. Так как оба были нетрезвы, на них оформили пакет документов об административной ответственности. Видимо, протрезвев к четырем утра, подельники изъявили желание дать объяснения и в присутствии адвокатов были допрошены.

Оба чистосердечно рассказали, как хотели поехать в Русско-Высоцкое, но было не на чем. Тогда решили раздобыть транспортное средство: с первыми «Жигулями» ничего не вышло – нашли другие и вскрыли более радикальным способом. Единогласно утверждали, что умысла на похищение – ни магнитолы, ни самого автомобиля – у них не было. И алкоголь, затуманивший мозг, сделал свое черное дело. Извинялись, просили учесть чистосердечное признание и деятельное раскаяние.

На следующий день в отношении задержанных было возбуждено уголовное дело по статьям 30 и 166 УК РФ – покушение на угон. Преступление не было доведено до конца по независящим от преступников обстоятельствам. С подозреваемых взяли подписку о невыезде и надлежащем поведении.

По окончании предварительного следствия фигуранты предстали перед судом. Гатчинский городской суд признал их виновными. Алкогольное опьянение, в котором оба пребывали в момент совершения преступления, послужило отягчающим обстоятельством. Полное признание вины, раскаяние и положительные характеристики смягчили участь. Кроме того, суд учел и мнение потерпевшего – владельца «Лады», который просил не наказывать несостоявшихся угонщиков слишком строго.

Забар С., ранее не судимый, работающий, имеющий на иждивении двоих малолетних детей и родителей-инвалидов, добровольно возместивший имущественный ущерб владельцу машины, получил двухлетний – условный – срок. С испытательным сроком три года. На осужденного возложили обязанность регулярно являться на регистрацию в специализированный орган, трудиться и не менять места жительства и работы без уведомления соответствующих органов.

Павлу М. повезло меньше: в его биографии есть судимость за особо тяжкое преступление – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее за собой смерть. Гражданин М. отсидел почти восемь лет и вышел в 2015 году, отбыв наказание. Новое преступление – покушение на угон – он совершил при наличии непогашенной судимости. По приговору Гатчинского суда он отправился в колонию строгого режима – на два года и четыре месяца.

Вещественное доказательство – автомобиль LADA-21540 – оставили законному владельцу.