Обслуживание домофона: за что мы платим?

Обслуживание домофона: за что мы платим?

Сейчас в Гатчине уже трудно найти подъезд без домофона. Жильцы хотят иметь закрытый для посторонних безопасный подъезд, но в редакцию «Гатчинской правды» по-прежнему обращаются с вопросами об обслуживании домофона. Мол, деньги мы платим, а за что? Чем занимается обслуживающая компания?


У жительницы с улицы Киргетова Веры Георгиевны сломалась трубка от домофона. Она обратилась в обслуживающую компанию. Там сообщили, что замена обойдется в тысячу рублей: 500 рублей – сама трубка, 500 рублей – ее установка. «Я же каждый месяц плачу за обслуживание домофона, почему мне нужно заплатить за установку новой трубки дополнительно?», – удивилась пенсионерка.

Как сообщили в компании «Гатчинские домофоны», которая обслуживает этот дом, абонентское устройство (трубка), установленная в квартире, принадлежит ее собственнику. Если трубка сломалась, допустим, во время ремонта, или хозяин хочет ее поменять на другую модель, или установить в другом месте – все это делается за счет собственника по утвержденному прейскуранту. Для ремонта нужно обратиться в обслуживающую организацию. Там предложат свои варианты трубок или установят модель, купленную клиентом самостоятельно. Если трубку нужно будет устанавливать в другом месте, стоимость работ вырастет – и за дополнительные метры кабеля также нужно будет заплатить.

В Гатчине обслуживанием переговорно-запирающих устройств (домофонов) занимается несколько организаций, и сумма по договору на обслуживание домофонов варьируется. В том числе она зависит от количества участников договора, т.е. от количества квартир в подъезде дома, заключивших договор на обслуживание домофона. Кто-то оплачивает эту услугу напрямую по отдельной квитанции. А, к примеру, управляющая компания «Приорат» по решению общих собраний собственников помещений заключила договоры с двумя обслуживающими организациями - ООО «Блок-СПб» и ИП Серга С.С. («Гатчинские домофоны»), и оплата домофонов отдельной строкой включена в общую квитанцию за жилищно-коммунальные услуги. В случае поломки домофона жильцы имеют возможность вызвать специалистов компании самостоятельно или обратиться в свою управляющую компанию.

Хотя юридический подход у организаций варьируется, но суть технического обслуживания одинаковая.

- Домофон – это не один прибор, как, например, чайник или телевизор. Это – система, состоящая из нескольких взаимосвязанных приборов и достаточно протяженных и разветвленных линий связи, – рассказывает директор предприятия «Гатчинские домофоны» Сергей Серга. – При возникновении обрыва одной из линий, связывающих приборы системы, или поломке в одном из приборов, нарушается работа всего домофона. Приборы системы домофона, расположенные на входной двери (замок, вызывная панель и кнопка выхода) и видимые людям, соединены с приборами, как правило, находящимися в слаботочной части электрощита первого этажа или в отдельном металлическом ящике, как минимум, десятью проводами. Эти провода могут окисляться под воздействием влаги, обрываться в процессе эксплуатации. При многократном нажатии на кнопки вызывной панели и кнопку «выход» их микровыключатели выходят из строя. Гидравлический доводчик работает по-разному при разных температурах воздуха и поэтому требует изменения регулировок. Неисправность в работу системы могут внести и трубки в квартирах. Если кто-то из жильцов решил самостоятельно демонтировать свою трубку, а потом снова подключить ее к системе, никто не может запретить ему это сделать. Однако если трубка будет подключена неправильно, это вызовет неправильную работу всего домофона, и при наборе одного номера квартиры люди будут попадать в совершенно другую. Для того чтобы обнаружить и устранить возникшую неисправность, нужны опытные специалисты, специальный инструмент, запчасти…

Обслуживание домофона включает в себя не только работу по заявкам от клиентов, но и ежемесячное плановое техническое обслуживание. Это – проверка работы считывателя, удаление окислов, нанесение защитной смазки, удаление старой смазки с петель двери, проверка работы кнопки «выход», регулировка доводчика, осмотр кабельных трасс и устранение выявленных замечаний, осмотр полотна двери, шпингалетов, ручек дверей, а также замена вышедшего из строя оборудования (кнопки выхода, вызывной панели, блока управления, доводчика, замка) и так далее.

Новые дома сдаются уже с домофонами, жильцам старых домов следует знать, что согласно закону «О защите прав потребителей» они могут сами (или через свою управляющую компанию) выбрать любую фирму, которая будет устанавливать и обслуживать домофон, а также могут вообще не заключать договор на обслуживание ни с одной организацией и вызывать специалиста только при наличии каких-либо проблем с устройством.

Заключая договор на обслуживание, жильцы получают уверенность в том, что их домофон будет исправно работать, а в случае поломки его оперативно отремонтируют. Время показывает, что при поломке бесхозные домофоны разворовываются, так как дверь длительное время стоит открытой, а домофоны, которые обслуживает добросовестная организация, живут долго.

Татьяна Можаева