Усадебный дом в Суйде и его именитые владельцы

Загадочный усадебный дом Ганнибалов, позднее принадлежавший другим владельцам, всегда привлекал внимание исследователей, особенно пушкиноведов. Когда в 1980 году я стал заниматься историей суйдинского края, а затем возглавил работу созданного народного (общественного) музея, мне удалось найти старожилов, которые что-то еще помнили или слышали от своих родителей о бывшем помещичьем доме в усадьбе «Суйда».

Каким вспоминают господский дом

По сведениям старейшего жителя села Воскресенское Егора Николаевича Горенкова, господский дом в Суйде погиб от пожара в 1897 году. Об этом он слышал от своего отца, Николая Ивановича Горенкова – бывшего управляющего поместьем, представителя древнего крестьянского рода, известного еще с эпохи Ганнибала. Пожар произошел в то время, когда имение принадлежало помещику Геймбюргеру.

«В детстве я не раз бывал в усадьбе и хорошо помню старый высокий фундамент из дикого камня и со вставками красного кирпича, - рассказывал Е.Н. Горенков, - видимо все, что осталось от дома после пожара, где, как говорили старики, и жил когда-то Ганнибал. Когда фундамент был снесен, мой отец руководил мощением подъездной дороги, которая прошла через центральную часть бывшего барского дома».

Об этом доме вспоминала и бывшая уроженка усадьбы «Суйда», впоследствии жительница Ленинграда Мария Никодимовна Кловве, урожденная Шульская (1902-
1991 гг.).
В дореволюционный период ее отец работал у помещика Геймбюргера ветеринарным фельдшером. Семья Шульских проживала на территории усадьбы и занимала одну из дворовых построек.

«Дом барина сгорел еще до моего рождения, - рассказывает М.Н. Кловве. - Со слов отца знаю, что пожар был очень сильным, и дом горел как свеча, в соседних постройках от пожара лопались стекла. В детстве я еще застала развалины каменного фундамента сгоревшего дома. В них упиралась въездная дорога, обсаженная березами. С мальчишками и девчонками я не раз забиралась под своды кирпичных арок старого фундамента. Тогда еще сохранялись полукруглые окна, обложенные красным кирпичом, в которые можно было проникнуть. Старые жители, в том числе и тогдашний управляющий усадьбой Герман Германович Ланге, говорили, что под сгоревшим домом находится подземный ход. А мы играли в поиски сокровищ, но кроме обгорелого хлама ничего не находили… Примерно в 1910 году фундамент снесли – я тогда как раз пошла учиться в школу, а вскоре на месте барского дома построили дорогу».

Не смогла побывать в доме своих предков посетившая Суйду в 1912 году правнучка А.П. Ганнибала (по линии его сына Исаака) - Анна Семеновна Ганнибал. Свои впечатления о поездке она опубликовала в литературном приложении к газете «Новое время»: «Мыза Суйда лежит в небольшом расстоянии от села, к ней ведет аллея, бывшая, вероятно, когда-то густой и тенистой. В парке стоял большой дом, с обширной террасой, выходящей в сад… Большой дом сгорел, недавно только разобрали его фундамент. Нынешний владелец Геймбюргер живет в старинном флигеле, неоднократно перестроенном… От старины уцелели, может быть, только резные украшения на флигеле, в виде полотенец. Под парком и теперь еще до сорока десятин, его вековые дубы и липы в два обхвата существуют, несомненно, со времен самого Ганнибала».

В рассказах старожилов упоминается местный помещик Константин Николаевич Геймбюргер, финляндский уроженец, купивший усадьбу «Суйда» у И.А. Горчакова в 1878 году за 65.500 рублей. По сведениям на 1890 год, при мызе Суйда, селе Воскресенское и деревне Мельница ему принадлежало 1269 десятин земли. В его бытность поместье получает статус образцового имения. С огромным усердием владелец занимался сельским хозяйством и особенно молочным животноводством: в 1887 году в барском стаде находилось 109 коров голландской и ярославской породы (одна корова давала в год 213 литров молока). Рядом с имением он основал небольшой кирпичный завод. Умер помещик в 1915 году и был похоронен на Кобринском лютеранском кладбище, его могила сохранилась до настоящего времени.

При Геймбюргере усадьба часто становилась местом проведения различных сельскохозяйственных выставок и экскурсий на сельскохозяйственные темы. Управляющим у помещика служил его зять Герман Германович Ланге (муж дочери К.Н. Геймбюргера – Анны Константиновны).

«На днях в С.-Петербург, проездом в Финляндии, прибыла из Московского уезда группа крестьян (15 человек) в сопровождении двух земских агрономов, – сообщала в заметке газета «Гатчинская неделя» в 1913 году. – Экскурсия организована Московским уездным земством в целях ознакомления местных крестьян с сельским хозяйством и кооперативами… Остановившись на два дня в С.-Петербурге, москвичи побывали в Царскосельском уезде… На другой день они побывали в имении господина Г.Г. Ланге при станции Суйда Варшавской ж.д. и затем отбыли пароходом в Гельсингфорс».

После смерти К.Н. Геймбюргера усадьба Суйда перешла во владение к Г.Г. Ланге.

Последним помещиком этого имения был гатчинский заводчик, владелец Лесопильного завода Иван Абрамович Коугия, у которого поместье было национализировано в 1917 году.

 

Флигель

Нельзя согласиться с мнением некоторых авторов, считающих, что усадебным домом Ганнибалов в Суйде мог быть каменный гостевой флигель. Это здание, построенное в 1812 году, подверглось значительной перестройке и расширению в пятидесятых годах ХХ века. О том, каким был флигель до последней перестройки, можно судить по графическому изображению, выполненному в 1949 году ленинградской художницей Елизаветой Николаевной Померанцевой, хранящемуся ныне в фондах Всероссийского музея А.С. Пушкина. 

Только после пожара усадебного дома во флигеле некоторое время проживали владельцы имения Геймбюргеры. В 1914 году помещик безвозмездно передал флигель для размещения в нем военного лазарета, а сам переехал в новое, созданное на рубеже XIX-XX веков имение «Красная дача», расположенное в версте от усадьбы, по дороге в деревню Мельница. Известно, что Г.Г. Ланге проживал с семьей в доме управляющего, который на момент Октябрьской революции и национализации имения большевиками являлся господским домом.

 

Солнечные часы

Мне удалось также установить, что перед старым господским домом со стороны главного фасада еще с ганнибаловских времен существовали Солнечные часы.

По воспоминаниям старожилов, они представляли собой каменную площадку с пьедесталом из серого мрамора. По сведениям краеведа А.Н. Лбовского
(1949 г.), находящийся ранее на пьедестале медный циферблат был снят фашистами в годы Великой Отечественной войны, и его последующее местонахождение неизвестно. После пожара дома и разборки его фундамента Солнечные часы передвинули в сторону, т.к. они мешали строительству дороги.

Впоследствии эта интересная достопримечательность эпохи Ганнибалов располагалась между современной дорогой и старинным крестьянским домом, в котором в 1986 году был открыт общественный музей истории Суйды. На мраморном пьедестале с 1950-х годов была установлена декоративная каменная ваза. Солнечные часы сохранялись до середины 1970-х годов, а затем бесследно исчезли.

 

Воссоздать господский дом А.П.Ганнибала

В результате большой исследовательской работы удалось определить точное местонахождение господского дома на территории бывшей усадьбы, найти его краткое описание, собрать уникальный документальный материал и интересные воспоминания современников. 

Все это позволяет в будущем провести масштабные археологические исследования, разработать проект воссоздания дома знаменитого прадеда поэта Абрама Петровича Ганнибала и подготовить концепцию открытия нового музейного комплекса.

Для реализации этой долгосрочной программы необходимо положительно решить вопрос, связанный с перекрытием дороги местного значения (начиная от въезда на территорию бывшей усадьбы до Центральной улицы поселка Суйды) и строительством новой объездной дороги. На начальном этапе необходимо разработать проект создания пешеходной зоны «Старая Суйда», с целью обозначения места бывшего усадебного дома и восстановления мемориального ландшафта. Дорога не должна проходить через исторический центр усадьбы, а тем более через место, где находился уничтоженный пожаром господский дом. Современная дорога полностью искажает облик старинной усадьбы, мешает проведению музейных мероприятий и затрудняет прием туристов, а главное, делает невозможным проведение фундаментальных археологических раскопок.

Историко-культурный ландшафт бывшей усадьбы «Суйда», сформированный на протяжении почти трех столетий, сохраняет до настоящего времени свои основные пропорции и служит средой, необходимой для восстановления всего усадебного комплекса и в первую очередь бывшего господского дома А.П. Ганнибала.

Возрожденная Суйда могла бы стать новым культурно-туристским центром нашего региона, столицей Пушкинских мест Гатчинского района.

 

Андрей Бурлаков