Стратегию развития региона не только разработаем, но и реализуем вместе

В рамках инициированного главой региона Александром Дрозденко проекта «Народная экспертиза» в крупных городах Ленинградской области завершился опрос жителей по социально-значимым вопросам для их населенного пункта и региона в целом, однако в сельской местности старосты к нему только приступают. О роли старост в опросе и в жизни 47-го региона беседуем с председателем комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Михаилом Лебединским.

– Михаил Евгеньевич, опрос, который начинается в сельской местности, – это тоже «Народная экспертиза»?

– Часть вопросов – действительно вопросы «Народной экспертизы», однако опрос, который наш комитет проводит с помощью старост, несколько шире. Он включает отдельный блок, который касается работы самих старост. Нам важно знать – как люди к этой работе относятся, видят ли пользу в деятельности старост, готовы ли сами в нее включиться, что-то изменить или добавить. Тем самым мы «кладем две горошки на ложку» – и подробный проблемный ряд сельских территорий на будущие 5 лет соберем, и одновременно сможем выстроить перспективы развития института старост. Государственная поддержка местных инициатив в рамках областного закона №95-оз (так называемого закона о старостах) осуществляется уже третий год. Каждый раз в конце года мы анализируем сделанное, совершенствуем механизм.

– Многое ли еще предстоит усовершенствовать?

– Однозначно ответить сложно. С одной стороны, три года – не такой большой срок, чтобы жалеть, что идеал не достигнут. В целом механизм заработал, и заработал хорошо. Это ведь очень важно, но и очень непросто, когда в процессе целых четыре участника: жители, выражающие и защищающие их интересы старосты, органы местного самоуправления и государственная власть субъекта Федерации. Некоторые вопросы еще требуют решения, а когда будут решены, то не исключено, что появятся новые – жизнь-то идет, и ситуация все время меняется.

– Какие вопросы в деятельности старост, по-вашему, нужно решать прямо сейчас?

– Нужно усиливать взаимодействие старост и органов МСУ в рамках организации исполнения проектов старост, а также включать старост в процесс приемки выполненных работ. Говорю, потому что имею на руках отчеты по расходованию субсидий областного бюджета за 2014 год. Перечисленные в прошлом году в бюджеты поселений 140 млн рублей реализованы на 97 %, но, пусть и с немногочисленными, все же недостатками. А их не должно быть совсем! Чтобы не было, надо детально прописывать техническое задание, определять критерии, по которым можно судить об исполнении, и потом тщательно сверять с ними сделанное. Кто, как не старосты, сделают это наилучшим образом? Они предложили включить в муниципальную программу проект, отвечающий интересам людей – они должны и контролировать, как он реализован, решил ли поставленные задачи.

Мы обратились в муниципальные образования с просьбой усилить эту работу и рассчитываем, что это делается уже сейчас, ведь исполнение большинства проектов ориентировано на летний период. Запланированные на 2015 год 210 млн рублей из областного бюджета уже к концу апреля были перечислены в виде субсидий на поддержку 1252 проектов. Большинство касается ремонта дорог, благоустройства детских площадок, установки ограждений или столбов уличного освещения, устройства или чистки водоемов. По предварительной оценке, к началу четвертого квартала будут реализованы 70% проектов – хотелось бы, чтобы в полном объеме и с надлежащим качеством.

– А что делать тем, у кого на территории проекты не реализуются?

– У нас практически нет сельских территорий, где проекты не реализуются. Люди пользуются возможностью, заявляются и поддержку получают. Раньше жители административных центров могли пожаловаться, что на них не распространяется такая поддержка, но с принятием 42-го областного закона о поддержке общественных советов у них основания для жалоб пропали.

– Но общественные советы – это же не старосты?

– Общественные советы наряду со старостами подпадают под определение «иные формы местного самоуправления». Просто старосты более актуальны для сельской местности, где среди немногочисленного населения всегда найдется лидер, которого знают все, а в городах, где плотность и численность населения многократно выше, более актуальной формой самоорганизации граждан выступают общественные советы. На проекты общественных советов – также, как и на поддержку старост, будут выделяться областные субсидии на условиях софинансирования из местных бюджетов по критериям социальной значимости, краткосрочности и социального партнерства. Как раз оно, то есть привлечение к проекту внебюджетных финансовых и материально-технических ресурсов граждан и юридических лиц очень важно для административных центров: чтобы поддержать тот или иной проект, мы должны убедиться, что он важен людям настолько, что они готовы вкладываться в него деньгами, техникой, усилиями.

– Реализация закона уже началась?

– Закон принят весной, сейчас мы готовимся к тому, чтобы начать его реализацию с 1 января 2016 года. До 1 июля муниципалитетам нужно было определить количество частей территории, на которых будут созданы общественные советы, до 1 августа подобрать кандидатуры и до 1 сентября провести собрания граждан по выборам общественных советов.

Количество частей территории определили – их более 450-и, осталось проверить соответствие и исключить неизбежные на первых порах ошибки. Работа по подбору кандидатов оказалась непростой и ведется до сих пор. Здесь в передовиках Волосовский, Киришский, Подпорожский и Приозерский районы, где кандидатуры уже подобраны. В остальных планируют закончить в сентябре-октябре, а кое-где хотели бы растянуть и до конца года, что, конечно, нежелательно. Всю предварительную работу надо завершить в срок и после утверждения порядка предоставления субсидий приступить к отбору проектов. Администрации поселений будут представлять заявки по проектам в наш комитет, а их оценку и отбор будет осуществлять областная комиссия.

– Почему у нас в регионе такое внимание поддержке местных инициатив?

– Много причин, и все они важные: это и реализация открытого бюджета, и учет интересов большинства жителей, и обеспечение демократического процесса принятия решений. Но самое, пожалуй, главное – это последовательно проводимая в регионе политика построения реальной экономики. Чтобы добиться всех тех успехов, которых добилась Ленинградская область на современном этапе развития, нужно использовать главный потенциал – человеческий фактор. Наш регион уникален не по прихоти судьбы, а потому что мы не забываем, что успешная область – это успешные люди. Ведь задача государственной власти – не столько самой «княжить и володеть», сколько создать правовые, экономические и организационные условия для реализации прав граждан, для их включения в процесс управления развитием территории посредством тех механизмов, которые доступны на каждом уровне – на уровне района, поселения, отдельных сел и деревень.