Владимир Волк: «Я искусством болен…»

В галерее просветительского пространства «Весна» на ул. Рощинской, 19 открылась выставка московского художника-нонконформиста Владимира Волка. Выставка представляет ретроспективу работ мастера — от графики до скульптуры, от концептуализма до абстракции, от 70-х годов прошлого века до века нынешнего.

Гатчинская выставка «Такой разный Волк» стала естественным продолжением одноименной выставки в петербургской Галерее Третьякова, состоявшейся осенью 2015 года.

Художник Владимир Волк – член Международной федерации художников ЮНЕСКО (1975) и Московского Союза художников (1977). Участник более семидесяти выставок в России и за рубежом. Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, в других музеях и частных коллекциях России, США, Германии, Франции, Японии, Испании, Финляндии.

Название для выставки выбрано не случайно – Волк очень разноплановый художник, относящийся к плеяде мастеров-экспериментаторов. Он не боится работать не только с техниками или фактурой, например, со стеклом или металлом, но и с эмоциями и философскими идеями, которые выражает путем изображения. «Он все время в поиске — такой разный Волк, его разнообразие невероятно интересно… Сколько один художник может содержать в себе разных художников?» заметил присутствовавший на выставке владелец галереи Виталий Третьяков. А такая отточенность в технике, по его словам, присуща этому мастеру-авангардисту во многом благодаря профессиональному художественному образованию, что обычно не было свойственно художникам периода московского андеграунда.

Концепция выставки продумана сотрудниками галереи в соавторстве с куратором Ильей Приемышевым. Одна из особенностей экспозиции: работы, созданные на протяжении нескольких десятилетий, было решено представить без названий – чтобы не мешать восприятию зрителя. И действительно, не нуждается в представлении известная сюрреалистическая работа Волка «Ухо», на которой в черно-белых тонах изображен человек с плотно закрытым ртом, сощуренными глазами, но с вытянутым и широко раскрытым локатором-ухом – привет из эпохи 1960-х годов, из времени «оттепели».

Еще одна работа выражает целую философию, которой художник следовал всю свою жизнь — вне зависимости от смены эпох, как исторических, социальных, так и личных, творческих. Изображенные на картине предметы разложены в строгом порядке: здесь все, что необходимо для работы мастера – художника, скульптора, творца, одним словом. Темноватый колорит этой картины отсылает к Средневековью. О том же – надпись вверху: «Ora et labora» (девиз бенедиктинских монахов «Молись и трудись». Кстати, если поиграть с латынью в этом девизе, переставляя слова и буквы, можно получить слово «laboratorea» (лаборатория, мастерская).

Но поговорить с мастером об «играх разума», «перемене времен» и, собственно, о творчестве, увы, уже невозможно — не так давно Владимир Волк ушел из жизни. Но остались его работы, осталась графика, дополненная текстами (Волк ведь еще и прозаик и поэт) и изданная в виде небольших книжек, созданные им собственные литературные герои. А значит, сохранилась и связь с художником через его воплощенные в линиях и слове мысли.

По словам гостя выставки, племянника Владимира Волка, тоже художника Арсена Мелитоняна, Волк всегда дает зрителю возможность стать соавтором работы, что является высшей целью искусства. Созерцание картины – это всегда труд, но он становится особенным, если домысливать увиденное, сопереживать ему.

Гостями выставки стали также дочь художника, Ирина Волк, и его внук Сережа. Ирина Волк представила свою книгу об отце «Владимир Волк: «Я искусством болен…», которая знакомит не только с художественными работами мастера, но и с его прозой и стихами. Ирина Волк поблагодарила устроителей выставки за замечательную экспозицию, заметив, что ее отец очень ждал этого события, очень радовался ему…

И напоследок приведем одну из фраз Волка, которая многое может объяснить и в жизни, и в искусстве: «Красота спасет мир, если мир спасет красоту…».