Лариса Удовиченко: «У меня не бывает творческих вечеров»

Долгожданной гостьей XXII литературного кинофестиваля была народная артистка России Лариса Удовиченко. Как справедливо представили ее на вечере 16-го апреля в кинотеатре «Победа», «…одна из самых любимых, красивых и талантливых актрис нашего времени».

…Она вышла на сцену – элегантная, красивая и молодая, хотя ровно год назад отметила шестидесятилетие. Двухчасовой монолог прерывался отрывками из фильмов: Лариса Удовиченко выбрала свои любимые картины и рассказала об истории их создания, о том, что Петербург для нее – родной город, и о том, что у нее …не бывает творческих вечеров.

— Я счастлива, что наконец-то приехала на этот удивительный кинофестиваль, соединяющий искусство кино и литературу, – так начала свое выступление Лариса Удовиченко. Она никак не ожидала увидеть столько народу – «…думала, что будет половина зала, ну, от силы две третьих». Да, гатчинцы любят и ценят свой кинофестиваль и принимают гостей с большой теплотой. Вечер, проведенный с Ларисой Удовиченко, еще раз это доказал.

— Я только что вернулась с гастролей, села в «Сапсан» – и вот я здесь (а потом снова в «Сапсан» – и на гастроли по городам Сибири), – рассказывает Лариса Ивановна. – Но я с большим желанием это сделала, потому что Ленинград – это город, где родилась моя мама, где познакомились мои родители во время блокады. Мама была студенткой института театра, музыки и кино, а папа был военным врачом, он дошел до Берлина и вернулся за мамой, женился и увез ее из этого прекрасного города. Так, по воле судьбы я родилась в Вене…

Свой монолог Лариса Удовиченко, конечно, посвятила кино. И, как выяснилось, многие фильмы, в которых она снялась, являются экранизацией: «Сниматься в экранизациях – это большое удовольствие, это легко, потому что там такая основа, что и делать ничего не надо: выучи текст и иди за своей душой, а если есть хороший режиссер, он тебя направит в нужное русло». Актерский путь Ларисы Удовиченко и начался, фактически, с экранизации – Стендаля.

— В нашей профессии очень важен случай, удача. Мне повезло: я попала в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИК. Это был 1972 год. К нам приезжал драматург, сценарист Александр Володин, смотрел наши этюды и написал для меня роль строптивой девочки в фильме «Дочки-матери». Я-то считала себя лирической героиней, но Макарова стала меня уводить от лирики, за что я ей очень благодарна, потому что быть характерной актрисой лучше: характерная не стареет, можно играть до самой смерти. Вообще, снявшись в хорошей картине можно предопределить свою актерскую судьбу…

…Таким судьбоносным для Удовиченко стал фильм Сергея Герасимова «Красное и черное», где она сыграла в маленьком, но очень выигрышном эпизоде.

После этого меня стали буквально разрывать на части – приглашать в разные – хорошие – картины. Так появилась «Золотая мина», «Летучая мышь». Мне очень везло на партнеров – начиная с фильма «Дочки-матери», где моего отца играл Смоктуновский, а потом – братья Соломины, Людмила Максакова, Игорь Дмитриев. На съемках «Летучей мыши» нас консультировала маленькая очаровательная женщина, лет, наверное, девяноста: она была актрисой варьете еще при царе и знала все приемы, па, как обращаться с веером, и учила этому нас.

«Место встречи изменить нельзя» – тоже веха в судьбе актрисы. «Я приехала пробоваться совершенно на другую роль – милиционера Синичкиной. Но мне эта роль показалась скучной; я заметила в сценарии Маньку-Облигацию, а мне Говорухин говорит: «Ты посмотри на себя – какая ты Манька?», и отправил назад даже без проб. А потом вдруг я получила телеграмму: меня утвердили на роль Маньки-Облигации…». К счастью, легендарная, блестяще сыгранная Манька стала для нее не «клеймом», как это часто бывает, но трамплином для дальнейшего взлета востребованности и популярности.

…Кстати, это была не первая встреча с Говорухиным: еще школьницей режиссер пригласил Удовиченко на роль служанки в свой фильм «Робинзон Крузо». Она долго на все лады репетировала одну-единственную фразу, которую должна была произносить в кадре, пригласила на премьеру весь класс, а эпизод с ее участием вырезали.

А самой первой экранизацией в жизни Ларисы Удовиченко стал фильм начинающего режиссера Александра Павловского и Владимира Меньшова «Счастливый Кукушкин» по рассказу В. Катаева «Ножи». Будучи школьницей, она училась в народной студии киноактера при Одесской киностудии. Там ее заметил Павловский и позвонил по межгороду Меньшову (шел 1970 год, междугородние звонки соединяли телефонистки – и слушали), у них состоялся такой разговор: «Слушай, я нашел девочку, но она молодая, неопытная, 15 лет, мне надо ее попробовать, но с тобой вместе». Тот говорит: «Да хватит, мне уже надоело всех пробовать, пробуй сам». Тут телефонистка не выдержала, обозвала их мерзавцами и оборвала связь.

Самый любимый фильм актрисы – «Зимняя вишня». Сниматься в нем у Игоря Масленникова Лариса Удовиченко согласилась, не задумываясь. Как она говорит, в картине замечательный актерский состав и – реальная жизнь, непридуманный сюжет со всеми перипетиями.

И все картины, о которых говорила Лариса Удовиченко, и отрывки из которых демонстрировались на экране, снимались на «Ленфильме».

— Какое было качество фильмов! Феноменальное знание художников по костюмам, гримеров, которые делали такие прически! Гример мне говорил: если сегодня в прическе десять шпилек, то на следующий день должно быть не девять и не одиннадцать, а те же десять. Все делалось скрупулезно, дотошно, столько профессионалов работали, доставались немыслимые ткани, кружева, шились необыкновенные платья. Теперь, к сожалению, все кинослужбы убиты, нет школы гримеров, костюмеров, а раньше это было настоящее ремесло – в хорошем смысле.

Говоря о современном кино, Лариса Удовиченко назвала несколько фамилий талантливых молодых актеров, но многое из того, что происходит в кинематографе, вызывает у нее недоумение: в кино приходят совершенно случайные люди и не стесняются заниматься не своим делом, топорно, непрофессионально. Недавно ей и Александру Адабашьяну поступило предложение сняться в фильме, где будет играть «…какая-то Бузова, какието «Уральские пельмени». Они там, на Урале, достали деньги, и им надо было, чтобы какие-нибудь известные актеры сыграли роли. Кто такая Бузова? Мне объяснили, что это звезда телешоу «Дом-2»! Так это ж вообще непотребство!» – на этой фразе зал разразился аплодисментами. Все-таки не зря мы считаемся культурной столицей области.

…Недавно Лариса Удовиченко снялась в фильме Олега Штрома «Где живет Надежда»: «…очень хороший режиссер, очень хороший сценарий: женщины трех поколений: бабушка, дочка и внучка. Я – в роли бабушки, и у меня там любовь с персонажем, которого играет Сергей Дорогов. А я его знала исключительно по юмористической передаче «Шесть кадров», и очень непросто было настроиться на романтический лад. Но все получилось…».

Лариса Удовиченко не участвует в ток-шоу, хотя телевидение не устает ее приглашать, и не проводит творческих вечеров – это, по мнению актрисы, прерогатива артистов поющих, играющих на гитаре, сама же она не поет и не играет. Иногда читает стихи – например, своего любимого Блока, Пушкина, но в этот раз, на кинофестивале, стихи оказались невостребованными – настольно, по признанию самой Ларисы Ивановны, встреча с гатчинскими зрителями получилась легкой и неформальной – как разговор с единомышленниками.

После вечера за кулисы допустили нескольких представителей СМИ – лимит времени актрисы был исчерпан, вечер затянулся. Сама Лариса Ивановна, несмотря на усталость, любезно ответила на несколько вопросов.

- Как, по-вашему, возрождается ли российское кино?

— Я член Российской академии кинематографических искусств «Ника», поэтому я стараюсь смотреть фильмы, которые номинируются. В основном, радует, что уходит чернушное кино; появилось много фильмов о том, как человек выживает в дикой природе, в страшных обстоятельствах, – видимо, к этому стремится весь мировой кинематограф. У нас есть замечательные картины «Территория», «Находка».

- Ваш друг Станислав Говорухин активно занимается политикой. А вы не пробуете себя в этой сфере?

— Чтобы заниматься политикой, нужно быть лидером по натуре, а мне это совершенно чуждо. Политику я не понимаю и не хочу в нее вмешиваться.

- Как вам удается так замечательно выглядеть? Соблюдаете диету?

— Сейчас я пощусь, может быть, это способствует… А так – очень напряженный гастрольный график – приходится оставаться в тонусе.

На вопрос о дочери Лариса Удовиченко ответила коротко, что она учится театральному искусству. Свою личную жизнь актриса обрисовала так: десять лет назад она развелась с мужем и решила все поменять совершенно. Сделала одну комнату антикварной, обставив соответствующей мебелью. «Даже кровать у меня 1840 года, красного дерева. Одноместная. Так я, видимо, сама определила свою дальнейшую судьбу…».