Звуки войны и музыка мира

Когда потомок жителей гатчинской земли Вячеслав Валентинович Мидин встретил свою фамилию в статье известного краеведа Андрея Бурлакова «Боевой путь воинов Суйдинского края», то решил раскрыть семейный архив.

Железнодорожная станция Суйда. Улица Песочная. Большинство ее жителей Иваны Мидины. Дом номер девять. Столетие назад к проживающему здесь Ивану Мидину приезжал его двоюродный родственник Иван Михайлович Мидин. Его тесть Павел Ильич Ильин, родившийся в ноябре 1869 года в районе Пудости, как две капли воды был похож на самого Николая Второго. На одном из смотров знаменитых Красносельских учений спускается с гористой местности сам государь и начинает обход вояк. Солдаты давятся смешками. «Чему вы смеетесь?» – удивляется государь. «Да вот один очень на вас похож». Правитель вызвал Ильина. «Похожи на меня? – Похож. – Работай тогда во дворце смотрителем. Воруют там. Своим видом будешь отпугивать. Пусть знают – здесь государь!». Такая ходила в семье легенда.

Чиновник Павел Ильин имел девятерых детей. Одна из его дочерей, Маша, шустрая, маленькая, вышла замуж за тихого, высокого для того времени – 176 сантиметров – Ивана Михайловича Мидина, появившегося на свет первого августа 1891 года под Воскресенским.

Ходили в начале ХХ века по деревням люди, искавшие музыкальные таланты. Подошел для обучения Иван. В одиннадцать лет прошел музыкальный курс, став музыкантом-кларнетистом. Играл на кларнете из черного дерева (в отличии от сегодняшних медных). От Ивана Михайловича пошла музыкальная ветвь. Следующие поколения виртуозно играли на струнных инструментах.

1914 год. Война. 23-летнего Ваню призвали в армию. У кого был музыкальный слух, назначали служить «слухачами», определявшими летящий самолет. В середине двадцатых годов уже народный судья съезжает с семьей в Царское Село. И когда гремела Вторая мировая, выжил Иван Мидин. Играл на музыкальном инструменте и во время войны, и в послевоенных ансамблях. Позднее судьба забросила Ивана Михайловича в Эстонию, где и обрел он вечный приют.

У Мидиных Ивана Михайловича и Марии Павловны было шестеро детей. На плечи старших сыновей 1913, 1914, 1916 годов рождения выпала доля дать отпор фашистским агрессорам. Иван Иванович погиб в звании капитана в июне 1941 года от попавшей в блиндаж бомбы. Константин Иванович – участник воздушных боев. Взлеты происходили с Эстонского острова Сааремаа. Мы били немцев с 5 августа 1941. А 25-го те заметили, откуда наши взлетают. Константин не вернулся с задания и числится «пропавшим без вести». Валентин Иванович, отец Вячеслава, предоставившего свой фамильный материал, до войны был направлен в город Дарасун Читинской области. Капитан и командир роты, он обучал новобранцев. Во время Второй мировой два месяца участвовал в войне с Японией. Получил звание майора. В честь победы назвал своего сына Виктором. Виктор Мидин, тренируясь рядом с прославленной олимпийской чемпионкой Любовью Егоровой, добился звания мастера спорта по легкой атлетике. А его брат Вячеслав, окончив Ленинградский инженерно-строительный институт, занимался созидательной работой. Именно за право строить, а не уничтожать, воевал его отец, и отдали жизнь оба дяди.

Возвращаемся к началу повествования. Вторая дочь колоритного Павла Ильина Клавдия вышла замуж за выпускника Гатчинского высшего военноморского инженерного радиотехнического училища Александра Кудряшева. Их дочь, блокадница Дина Александровна, приближается к 90-летнему рубежу. А в послевоенное время встретила в Ленинграде прекрасного друга, гражданина Румынии. Он подарил племяннику Дины Славке немецкую губную гармошку своего отца.

Да, по другую сторону находилась Румыния во время войны. Но пускай сегодня у Вячеслава Валентиновича Мидина, того мальчишки с потомственным музыкальным слухом, льется трепетная музыка мира и любви, что в волнительный победный Май звучит особенно трогательно.