Как «скруглить углы» капитального ремонта?

В администрации Гатчинского района прошел «круглый стол», посвященный взаимодействию советов многоквартирных домов с органами государственной и муниципальной власти в ходе реализации краткосрочной программы капитального ремонта в 2016-2018 годах.

Мероприятие под лозунгом «Скругляем углы капитального ремонта» длилось два с половиной часа, в ходе которых участникам собрания удалось обсудить множество вопросов.

В совещании приняли участие члены Общественной палаты Гатчинского района, сотрудники районной администрации, представители комитета по ЖКХ и транспорту правительства Ленинградской области, Фонда капремонта, руководители управляющих компаний и председатели советов многоквартирных домов Гатчины, которые попали в краткосрочную программу капремонта на 2016-2018 годы. Вел собрание член комиссии по экономическому развитию и жилищно-коммунальному хозяйству районной Общественной палаты Егор Мень.

Открывая встречу, Егор Игоревич пояснил, что необходимость собрать в одном зале такое количество специалистов разного уровня, работающих в системе жилищно-коммунального хозяйства, обусловлена большим количеством вопросов, поступающих от жителей в Общественную палату Гатчинского района.

Так, он попросил представителей Фонда капитального ремонта пояснить внесенные изменения в положение об открытии специализированного счета капитального ремонта у регионального оператора.

Напомним, что на сегодняшний день Жилищный кодекс РФ диктует, что жильцы многоквартирного дома, которые решили аккумулировать свои взносы за капремонт на спецсчете у регионального оператора, должны провести общее собрание, в ходе которого должны быть оговорены следующие вопросы: решение о выборе лица, выставляющего платежные документы, порядок предоставления платежных документов, размер расходов, связанных с предоставлением платежных документов, определение условий оплаты этих услуг.

Заместитель руководителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области Сергей Вебер успокоил собравшихся, сказав, что процедура взаимодействия между собственниками и Фондом капремонта осталась прежней. Изменилась лишь формулировка. При этом гражданам не стоит забывать о том, что процесс перехода с «котлового» способа накопления средств на спецсчет у регионального оператора занимает два года. Если в доме был сделан капитальный ремонт одного из элементов в то время, как он находился на «котловом» способе накопления средств, переход на спецсчет произойдет только после того, как собственниками будет полностью погашена стоимость произведенных работ.

Егорь Мень обратил внимание, что председатели советов многоквартирных домов порой испытывают трудности с документооборотом – при составлении протоколов и решений общих собраний собственников жилья и других. На что Сергей Вебер порекомендовал обращаться к юристам Фонда капремонта для консультации. «Вы можете задавать нам вопросы по телефону, присылать их по электронной почте. Мы готовы к диалогу», – сказал Сергей Вячеславович.

Вопрос организации эффективного взаимодействия между гражданами и чиновниками при проведении капремонта вызвал бурное обсуждение среди участников круглого стола. В первую очередь они оговорили сроки и порядок реализации краткосрочной программы.

Начальник отдела перспективного развития жилищно-коммунального хозяйства комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области Татьяна Лысенко пояснила, что программа капремонта на 2017 год формируется до сентября 2016 года.

До первого мая текущего года муниципалы должны были прислать свои предложения о включении тех или иных домов в программу капремонта на 2017 год в областной комитет по ЖКХ. В это же время председатели советов жилых домов также могли обратиться в местные администрации или управляющие компании со своими предложениями. После утверждения программы в период с сентября 2016 года до первого января 2017 года региональный оператор должен предоставить администрациям поселений программу капремонта.

После ее корректировки и повторного согласования в комитете проекты ремонтных работ направляются собственникам жилых помещений.

«Нужно отдать должное администрации Гатчинского района, которая активно с нами взаимодействует, всегда тщательно изучает планы Фонда капремонта и вносит необходимые поправки», сказала Татьяна Станиславовна.

В случае, если собственники не согласны с планируемым ремонтом того или иного элемента своего дома, они имеют право в течение трех месяцев написать мотивированный отказ, обязательно указав, на какой срок они хотят перенести ремонт этого элемента многоквартирного дома. Для этого необходимо заключение экспертной комиссии, которое собственники могут заказать в специализированной организации. «Хотелось бы заострить на этом внимание – отказ обязательно должен быть мотивированным. Иначе верхние этажи всегда будут ратовать за кровлю и лифты, а нижние – за подвал», – сказал Сергей Вебер.

Если предложений не поступает, администрация поселения утверждает предложенную программу. Еще два месяца занимают конкурсные процедуры на выбор подрядчика для осуществления ремонта.

По словам Сергея Вебера, по статистике Фонда капремонта с момента получения собственниками предложений о планируемом капремонте их дома до начала его реализации проходит около полугода. Бывает, что подрядчик выигрывает конкурс, когда погода уже не позволяет производить определенные ремонтные работы, и они переносятся на следующий год. В связи с этим краткосрочный план теперь утверждается на два года вместо одного, как было раньше.

Председатели советов многоквартирных домов попросили также пояснить, зачем тратить средства на предпроектные работы.

Оказывается, несмотря на то, что большинство домов Ленинградской области относятся к той или иной серии и датированы примерно одним и тем же временем постройки, степень их износа в каждом случае разная. В ходе предпроектных работ подрядчик может на месте провести дефектацию жилого дома и составить смету на предполагаемые работы, чтобы не тратить средства на разработку проекта каждого дома в отдельности, потому что в некоторых случаях он попросту не требуется.

Что касается ответственности подрядчика за проведение капремонта, то на каждый вид ремонтных работ действует гарантия в течение пяти лет. Кроме того, существует субсидиарная ответственность, которую несет Ленинградская область как субъект за все действия, совершаемые Фондом капитального ремонта и всеми подрядчиками, которые с ним сотрудничают.

В региональном Фонде капремонта сформирован реестр недобросовестных подрядчиков, с которыми прекращено любое сотрудничество.

Татьяна Лысенко высказала мнение, что все эти и другие вопросы, связанные с проведением капитального ремонта многоквартирных домов, должны обсуждаться на специальной комиссии, созданной при администрации каждого поселения. Об этом гласит постановление правительства Ленинградской области № 218 от 30 мая 2014 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы».

Исходя из текста постановления, члены комиссии должны рассматривать поступающие предложения от собственников жилых помещений о включении их домов в краткосрочные программы, решать спорные вопросы и быть своеобразным буфером между жителями и региональным Фондом капремонта.

Завершая собрание, его ведущий Егор Мень привел в пример программу капитального ремонта многоквартирного жилого фонда, которая успешно реализуется на территории Татарстана на протяжении уже десяти лет. Несмотря на специфику региона и его законодательства, работа по проведению капремонта отлажена и работает, как часы. Татьяна Лысенко парировала, что подобная стабильность была достигнута не сразу, а программа капитального ремонта жилых домов на территории Ленинградской области работает всего два года. Так что нашим чиновникам есть, к чему стремиться.