Владимир Марков: возвращение к живописи

В Музее истории Гатчины с успехом прошла выставка живописи дизайнера, графика, художника по металлу Владимира Маркова.

Многие знают Владимира Маркова, в основном, по его кузнечным работам. Владимир Михайлович был одним из основателей Союза кузнецов России. Он – автор книги «Школа кузнечного искусства», участник многих российских и международных выставок и фестивалей, на которых его творения удостаивались самых высоких наград.

Последние несколько лет мастер пробует себя в новых, а точнее, в хорошо забытых старых жанрах искусства – в художественной фотографии и живописи. В прошлом году в Гатчине и Санкт-Петербурге выставлялись его натюрморты, выполненные в жанре фотографики.

Последняя выставка Маркова, прошедшая в ноябре 2016 года в Музее Гатчины, стала для него первой в жанре живописи. На ней художник представил работы последних трех лет. Вроде бы ничего удивительного – мастер отчитывается о проделанной работе, если бы не одно «но»… К живописи Владимир Марков вернулся после долгих лет занятий другими видами творчества.

– Я действительно практически не писал последние пятьдесят лет, – признается Владимир Михайлович. – А сейчас решил вспомнить молодость, ведь живопись – это мое первое образование. Когда учился в художественном училище, ходил на этюды. Облазил весь парк, все леса вокруг от и до. Но тогда это были просто картинки – не было в них ни идеи, ничего подобного, просто отработка техники с целью поймать состояние облачности или света. Сейчас все иначе – жизненный опыт дает свое. Сейчас у меня есть возможность думать над каждой картиной. Каждая из них – полностью законченное творение и по цвету, и по композиции, и по идее. С другой стороны, это постоянный эксперимент – я продолжаю искать свой язык.

На живописных полотнах Владимира Маркова запечатлены в основном знакомые места – Гатчина, Вырица, Санкт-Петербург, другие города и страны. И все же главные герои живописных полотен Владимира Маркова – свет, тени, воздух, туман, снег, солнце, дождь. Здесь – все настроения, вся изменчивость и тайная жизнь природы и, шире, всего мира, в котором мы живем. А еще это человеческие чувства, которые, как струны, перебирает и настраивает этот мир.

– Для меня самое главное в живописных работах – понимать состояние и настроение увиденного, – говорит Владимир Михайлович. – Это должна быть не просто красивая картинка, она должна вызывать какие-то чувства или воспоминания.

Художник подходит к полотну «Грачи прилетели».

– Это тополя у поселка Верево, – говорит он. – Каждый раз проезжаю мимо них и очень радуюсь, когда грачи весной прилетают. Захотелось это удержать…

Или картина «Не дачный сезон». Типичный деревенский пейзаж – заснеженные ступеньки, ведущие к калитке дома, оставленного дачниками на зиму. С одной стороны – чувство одиночества и даже заброшенности, с другой – ожидание и надежда на встречу: зима-то рано или поздно все равно кончится.

Работы, посвященные императорской Гатчине, в частности, два полотна с запечатленным на них Павлом I, тоже лишены формализма и помпезности.

– С большим уважением отношусь к Павлу, к его личности и реформам, – говорит художник. – Вот вид от Дворца на аллеи. Здесь – прошлое, и Павел стоит гордо, глядя на дела рук своих. На второй работе он изображен уже со спины. Это уже современность, и, кажется, даже поза императора говорит, что он сожалеет о происходящем, что ему больно: что ж вы тут без меня натворили? Что же после меня здесь осталось?

Знакомство с новыми работами Владимира Маркова, что бы это ни было – графика, фотографии или живопись – это каждый раз погружение в его мир. Но при этом его творчество дает зрителю толчок для раскрытия собственной фантазии, памяти, чувств. Как говорит сам художник, в его работах люди улавливают запечатленные состояния, узнают знакомые места и даже могут утверждать, что знают, когда именно это было увидено мастером.

– Вот этот железнодорожный вокзал в Вырице, – подходит художник к очередной картине. – У каждого он свой, каждый видит в нем свой вокзал, в своей деревне, своем городе. Для меня не важно, чтобы восприняли и распознали именно мое состояние. Каждый видит, переживает и вспоминает что-то свое, и меня это радует.

Не зря в Книге отзывов, посвященной выставке Владимира Маркова, так часто встречается слово «душа»: «Володя, ты опять удивил всех! Много души, много лирики!», «Все это от души. Мне просто казалось, что я там, внутри картины».

Работы Маркова необычайно атмосферны. В них нет кричащих красок и резких линий, зато много воздуха и света, даже в каких-то ночных пейзажах. И в этом тоже – почти неуловимые, но распознаваемые черты родной стороны.

«Все картины написаны очень реалистично, цвета очень естественны для наших родных мест», «Поражают краски художника, которые вызывают спокойствие и умиротворение» – как точно в отзывах переданы чувства, которые вызывают работы.

А между тем, красок художник использует не так уж много – всего пять или шесть. Владимир Марков не устает подчеркивать свое стремление к минимализму и лаконичности – как в использовании минимума средств, так и в цвете. И это уже – часть стиля, легко узнаваемого художниками-профессионалами.

Остается добавить, что в рамках уже, к сожалению, закрывшейся выставки в Музее истории Гатчины были представлены несколько живописных серий, в частности, излюбленные художником натюрморты на подоконнике. Каждая из таких серий со временем может развиться в самостоятельную концептуальную выставку, раз за разом радуя ценителей живописи.

– В моих планах – писать, писать и писать – сколько хватит сил и здоровья, – признается Владимир Марков. – Так что все только начинается…