Хроника десятилетия: 1977-1987. Ленинградская область

В 1980 году средняя заработная плата по Ленинградской области в промышленности составила 170 рублей 80 копеек, в сельском хозяйстве – 178 рублей 90 копеек.

О достигнутых успехах в развитии промышленности в эти годы можно судить по следующим данным: по отношению к 1960 году производительность труда в промышленности в целом в 1980 году увеличилась в 3,3 раза. При этом объем производства промышленной продукции в 1980 году возрос в 4,9 раза. Самый высокий рост объемов производства наблюдался в машиностроении и металлообработке. Предприятия этой отрасли имели наибольший удельный вес в структуре промышленного производства: в ней было занято до 24% численности персонала предприятий.

К середине 70-х годов было электрофицировано более 70% железных дорог области. После завершения в 1977 году электрофикации участка Выборг – Лужайка – Государственная граница укрупнились экономические и культурные связи с Финляндией. 16 ноября 1979 года по маршруту Ленинград-Москва отправился в первый рейс электропоезд ЭР-200, имевший среднюю скорость 160, а на отдельных участках 200 км/час.

Вплоть до середины 70-х ежегодно увеличивался поток пассажиров на линиях, принадлежавших Северо-Западному речному пароходству. Низкоскоростные теплоходы постепенно сменялись быстроходными судами, в том числе «Ракетами» и «Метеорами» на подводных крыльях. Наиболее крупными портами на Волго-Балте являлись Петрокрепость, Свирица, Вознесенье и сооруженный в 1980-е годы Подпорожский речной порт. Судоходство осуществлялось по рекам Волхов (от Новой Ладоги до Новгорода и далее по озеру Ильмень), Плюсса и Нарова (от Сланцев до Усть-Луги), Паша, Оять, Сясь, Вуокса (по четырем последним только в их нижнем течении).

Возросла роль Выборгского порта – главных морских ворот Ленинградской области. Другие областные порты на побережье Финского залива – Приморск, Усть-Луга, Курголово – использовались только рыболовными судами. Пик пассажирских перевозок пришелся на 1975 год, когда услугами речного транспорта воспользовались 14 млн человек. Спустя десятилетие эта цифра снизилась до 10,2 млн пассажиров, что было связано с развитием железнодорожного и автомобильного транспорта.

Особое внимание уделялось шоссе Ленинград – Выборг Государственная граница, которое считалось международным туристическим маршрутом и всегда содержалось в отличном состоянии. На западном направлении таким маршрутом была автодорога Ленинград Таллин.

В 1980-е годы, после возведения нового моста через Неву у поселка Марьино, реконструкции некоторых участков дороги Ленинград Мурманск и завершения строительства дороги Ленинград – Петрозаводск Мурманск (1982 г.), северная радиальная магистраль, соединяющая Ленинград с Кольским полустровом, приобрела более высокое качество, способствуя укреплению связей с Карелией и Мурманской областью.

В канун Олимпийских игр 1980 года подверглась реконструкции и «главная дорога России» шоссе Ленинград Москва.

Некоторые удаленные города и поселки Ленинградской области – Подпорожье, Тихвин, Бокситогорск и другие – были связаны с Ленинградом местными авиалиниями, полеты по которым осуществлялись из областного аэропорта «Смольное» (с 1977 года – «Ржевка»). Аэропорт обслуживал на самолетах Ан-24 и Як-40 транзитные авиалинии, связывавшие северные области РСФСР с Прибалтикой и СевероЗападом: авиаторы также выполняли полеты в города Украины, Белорусси, Поволжья и рейсы местного значения. Интенсивность движения достигала 50 самолетов в сутки.

Кроме аэродромов постоянного базирования в Лодейном Поле и Тихвине, в области насчитывалось еще около 60 посадочных площадок и временных аэродромов для проведения сельскохозяйственных работ и санитарных рейсов. К началу 80-х почти все местные пассажирские авиалинии закрылись, не выдержав конкуренции с междугородними автобусами.

К 1981 году в области функционировали 985 клубов, 1421 библиотека, 17 музеев. Каждый второй житель области был читателем библиотеки. Расширилась возможность предприятий и совхозов по строительству собственных спортивных объектов. Так, в 1977 году в поселке Терволово для работников птицефабрики «Скворицы» с помощью шефов из Московского района Ленинграда был построен крупнейший в Ленинградской области культурно-спортивный комплекс. Всего же к 1980 году в регионе функционировало 2770 спортивных сооружений, из них 20 стадионов, 400 спортивно-гимнастических залов, 5 закрытых плавательных бассейнов.

«За успехи трудящихся области в хозяйственном и культурном строительстве, а также мужество и героизм, проявленные при защите Отечества во время Великой Отечественной войны» Ленинградская область 26 января 1984 года была награждена орденом Октябрьской революции, что стало своеобразным знаковым завершением близившейся к закату советской эпохи.

В 1987 году численность населения Ленинградской области достигла 1 млн 655 тысяч, а доля городских жителей увеличилась до 66%.