Школа № 5 – от А до К

Гатчинская начальная общеобразовательная школа № 5 на Аэродроме – самая большая начальная школа в Ленинградской области. Аналогов нет. Первого сентября за парты здесь сядет, без малого, тысяча учеников – с первого по четвертый класс. И особенность в том, что вся школа – только первая ступень обучения. Здесь из последних сил сохраняют «односменку», устраивают кастинги для учителей, а на уроках раздают детям планшеты.

Рубрики:  Общество

Об этих – и многих других любопытных вещах – рассказала директор школы № 5 Наталья Алексеевна Хмелева. На директорском посту она с 2014 года. Специфику работы знает от и до: начинала учителем начальных классов, потом была завучем. Как говорит Наталья Алексеевна, в школьной администрации вообще нет ни одного человека «со стороны» – все вчерашние учителя. Это облегчает взаимопонимание и повышает эффективность. А задачи перед коллективом стоят непростые: район большой, и он постоянно растет – первоклассников прибывает.

— Сейчас у нас по списку – 940 учащихся, в мае же было на сто человек меньше, – рассказывает Наталья Алексеевна. – В этом учебном году будет 33 класса – в прошлом было 30. В первой и второй параллели – по девять классов, в третьей – восемь, в четвертой – семь.

- Вы принимаете детей по территориальному признаку? Сколько будет первоклассников?

— Да, детей набираем с закрепленной территории – только с Аэродрома. Первоклассников у нас 270 человек.

- Большие, однако, классы…

— В среднем наполняемость класса – 28 человек. Конечно, есть перебор. Хотя теперь нет такого понятия «количество детей в классе» – есть понятие «количество квадратных метров на человека». Зато нам удается сохранять одну смену – это очень важная задача. Родители всегда с волнением ожидают нового учебного года – только бы не было второй смены! В этом году мы сохраняем одну смену за счет того, что производим соответствующие преобразования: переоборудуем помещения под учебные классы. Каждый год идет увеличение числа классов. Например, в этом году весной мы выпускали шесть первых классов – сейчас набираем девять. Поэтому стоит и кадровый вопрос.

- Где вы берете учителей?

— Требования у нас высокие – от учителя начальной школы зависит весь дальнейший школьный путь ребенка. Поэтому устраиваем конкурс среди соискателей. Недостаточно просто предоставить документы (это бывает и красный диплом, и портфолио учителя) – нам важно посмотреть работу учителя на практике: разработку урока, пробный урок. Потому что большинство родителей идут «на учителя». В начальной школе это очень важно.

Мы всегда рады выпускникам Гатчинского педколледжа – у них отличная подготовка, нам есть с чем сравнивать. Студенты часто приходят к нам на практику.

- Что можно сказать о ваших педагогах с точки зрения квалификации?

— Наша школа имеет имя и условия для профессионального роста учителя. На сегодняшний день у нас 46 педагогов – это учителя начальных классов, английского языка, физкультуры, изобразительного искусства, музыки. 78 % имеют высшее образование, 53 % – первую и высшую квалификационную категорию. Есть молодые кадры – с педагогическим стажем до трех лет. И почти половина педагогического состава – это учителя самого оптимального возраста, от 40 до 55 лет.

Сейчас наблюдается незначительный спад с точки зрения категорий, но он связан с обновлением кадров – приходят молодые учителя. У нас работает школа молодого специалиста, есть учителя-наставники. На протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем с Ленинградским областным институтом развития образования. У нас настоящая кузница кадров – приезжают учителя со всей области, проходят практико-ориентированные семинары, мастер-классы – учителя дают показательные уроки. Мы также – одними из первых – участвовали в апробировании федеральных государственных образовательных стандартов, поэтому учителя приезжали к нам учиться.

- И как вам стандарты?

— Вы знаете, наша школа была готова, потому что на протяжении многих лет мы апробировали развивающие учебно-методические комплекты. Это и «Школа-2100», и «Система Занкова», и «Начальная школа XXI века», и во всех этих комплектах заложен системно-деятельный подход. Как раз те требования, которые предъявляют новые стандарты. Поэтому учителя, работая в таком инновационном режиме, большей частью были готовы – они уже и не могут работать по-другому. Так что какого-то перелома в сознании учителя не было. Да, новые учебники, новая система оценивания, но, когда педагоги глубже стали вникать, поняли: ведь мы так и работали. Поэтому процесс прошел для нас безболезненно.

- По какому принципу вы отбирали программы для своей школы?

— В первую очередь, выбрали самые результативные. Вообще, все это связано с федеральным перечнем учебников, потому что какая-то часть комплектов, к сожалению, не вошла в рекомендованные. На сегодняшний день мы сохраняем те комплекты, что я назвала, и большая часть детей у нас учится по комплекту «Школа России». Школьная библиотека укомплектована на 100% – все дети получают бесплатные учебники.

- А вот у вас в коридоре в витрине две красивых куклы – это образец вашей школьной формы?

— Кукол нам подарило ателье, в котором мы уже много лет заказываем форму. Школьная форма у нас единая во всех классах. Это была инициатива родителей, и притом – детки маленькие, очень важна эстетика, культура внешнего вида – для понимания, что это школа, рабочая обстановка.

- Значит, с родителями – взаимопонимание?

— У нас сложился настоящий триумвират: педагогический коллектив – администрация школы – родители. Очень активно проходят собрания родительского совета школы – они наши первые помощники. Если говорить о подготовке к новому учебному году – родители всегда готовы привести школу в порядок, выйти на субботник. Видели, какие у нас замечательные цветы на крыльце? Все клумбы, оформление – это все заслуга родителей. Они тоже согласны, что школа начинается …с крыльца.

- А как обстоит дело с ремонтом?

— В этом году мы покрасили рекреации, лестничные пролеты, отремонтировали три кабинета и привели в соответствие туалеты – сделали сантехнические кабинки. Кроме того, вступили в силу федеральные стандарты обучения детей с ограниченными возможностями – у нас в школе многое делается для создания доступной среды. В этом году мы оборудовали на первом этаже туалет для инвалидов. Установили пандус на входе в школу и широкие дверные проемы.

- У вас учатся дети-инвалиды?

— Всего школе обучается 20 детей с ограниченными возможностями здоровья. Те, кому трудно передвигаться, занимаются на дому – это врачебная рекомендация. Дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью интегрированы в обычные классы. Для их развития тоже важно создать комфортные условия. У этих детей – индивидуальный маршрут прохождения учебного материала, созданы адаптированные образовательные программы. Конечно, тут многое зависит от учителя – как он сможет найти подход, как успеет уделить всем внимание. Вот почему «кадры решают все».

У нас еще, кстати, есть замечательный психолог К.А. Багрова, которая ведет группы для детей с особенностями развития, проводит консультации для родителей, учителей. Кабинет обеспечен всем необходимым.

- Наталья Алексеевна, в вашей школе есть продленка?

— Обязательно. Почти тысяча детей младшего школьного возраста – конечно, родители обеспокоены, чем будет занят ребенок после уроков. У нас есть группы как на платной, так и на бесплатной основе.

Группа продленного дня – до шести вечера, бесплатная, включает в себя и внеурочную образовательную деятельность.

Группа трехчасовая – платная (в течение трех часов после уроков), это группа присмотра и ухода: прогулка, питание. Цену трехчасовой группы утверждает районный совет депутатов. В этом году будет три шестичасовых группы и 11 платных трехчасовых.

Хочу заметить, что нахождение в школе до шести вечера – это большая нагрузка для детей, полный рабочий день. К этой мере обычно прибегают родители, которым действительно не на кого ребенка оставить.

- Вы упомянули питание…

— На протяжении многих лет нас кормит один и тот же предприниматель – Н.В. Михнена, и это всех устраивает. Хочу отметить, что цены на питание в этом году не выросли. 90% детей питаются в школе. Есть завтраки, обеды и полдники – причем, на полдник дают полноценное горячее питание, а не только чай с булочкой.

- Чем дети занимаются на продленке – кроме домашнего задания и прогулок?

— На базе школы работают центры дополнительного образования, Гатчинский городской Дом культуры, детская спортивная школа №2 – мы предоставляем помещения на основании договора сетевого взаимодействия. В школе есть один спортивный зал и один гимнастический. В прошлом году у нас у одних из первых появилась площадка для сдачи норм ГТО. А, учитывая тот факт, что продленку посещает много детей, на пришкольной территории в прошлом году появился современный детский спортивный городок.

Вообще, нашу весьма обширную пришкольную территорию мы стараемся использовать по максимуму: и для прогулок, и для занятий физкультурой. Каждую зиму катаемся на лыжах. Здесь же проводится много подвижных мероприятий: «Веселые старты», «Папа, мама и я – спортивная семья», игра «Зарничка» с ГИБДД, пожарными, воинскими частями – для четвертых классов.

- Наталья Алексеевна, здание пятой школы – не новое, а финансирования никогда не бывает достаточно. Как вы справляетесь?

— На протяжении многих лет нам помогают депутаты областного Законодательного собрания – Татьяна Викторовна Бездетко, Александр Владимирович Русских. В прошлом году школе исполнилось 30 лет, здание – 1986 года постройки, к тому же панельное. Проблем с содержанием много. Одна из них, которую мы продолжаем решать, — это замена окон. Депутаты выделили по 250 тысяч – и в этом году мы выйдем на стопроцентную замену окон.

Свои хозяйственные проблемы мы решаем по степени важности – и благодаря ответственным людям. Так, площадка вокруг школы была плохо освещена, и, надо отдать должное электросетям Гатчины, в прошлом году освещение полностью сделали. Летом 2015-го года вокруг школы установили ограждение, и, спасибо жителям Аэродрома, оно до сих пор в целости и сохранности.

А финансирования достаточно, чтобы обеспечить все классы мебелью и компьютерным оборудованием. Во всех классах – парты, соответствующие требованиям. В каждом кабинете есть мультимедийный комплекс, 100% выход в интернет.

В прошлом году мы стали участниками проекта «Мобильная электронная школа»: дети смогут получать доступ к электронным образовательным ресурсам. Были закуплены планшеты, у нас есть теперь такой передвижной класс: каждому планшет на парту. Это дополнение к учебникам.

Что касается наружного ремонта – это пока мечты: привести в порядок фасад, покрасить. Еще есть мечта – футбольное поле…

- Наталья Алексеевна, насколько подготовленными приходят в школу нынешние дети, сильно ли они отличаются от своих предшественников?

— В основном, дети приходят с хорошей подготовкой, однако родители вкладывают в это понятие совсем не то, что хотим видеть мы. Я встречаюсь с каждым из родителей будущих первоклассников: родители всех 270 человек, которые придут в нашу школу, прошли через этот кабинет. Все стремились рассказать о своем ребенке – как он умеет считать, писать, читать, показывали портфолио. Но тут важно другое – насколько ребенок готов морально: учиться, понимать, что это другой этап его жизни. Важны элементы самообслуживания, отношения со взрослыми, с детьми, развитие памяти, внимания.

Очень важна комплектация классов, определение к учителю. Ведь нет никакой диагностики при поступлении в школу, а дети приходят разные. Сказать, что общий уровень значительно снизился, нельзя. Просто они другие. Учителя, особенно опытные, отмечают: каждый набор – другой, и нужно перестраиваться.

Сейчас многие дошколята посещают группы подготовки к школе, и у нас есть «Школа будущего первоклассника». Каждый год мы набираем четыре группы – это платная услуга для всех желающих. Группы ведут учителя начальных классов – кто, как не они, знают, что нужно к школе. Это не дублирование первого класса – тут упор делается на развитие внимания, памяти, мелкой моторики, поведенческих навыков.

- Куда идут ваши выпускники – в школу № 2?

— Как правило. В первую очередь, это связано с регистрацией ребенка. И со второй школой у нас тесный контакт, есть преемственность. В течение четырех лет мы старательно формируем классные коллективы, и переводить ребят во вторую школу стараемся целыми классами. За исключением тех, кто идет в профильные классы.

- Однако, Наталья Алексеевна, ведь сколько бы вы ни старались оптимизировать существующее пространство, предел рано или поздно наступит, и ваша школа не сможет больше вмещать нарастающий поток первоклассников. Что тогда?

— Предел уже наступил. Чтобы дети по-прежнему учились в одну смену, на следующий год Аэродрому нужна новая школа. Есть требования к безопасности пребывания детей, к поддержанию дисциплины; внимание учителя, пропускная способность столовой, спортзала – не безграничны. И хотелось бы все-таки сократить численность классов. Помимо всего прочего, детям, живущим в удаленных микрорайонах Аэродрома, в Речном, достаточно далеко сюда добираться. Да и школа старшей ступени тоже работает на пределе своих возможностей.

Сейчас мы маркируем классы буквами – первый «А», первый «Б» и так далее. Но, если раньше все заканчивалось на букве «Д» максимум, до теперь мы дошли до «К», многих родителей смущают непривычные литеры. На самом деле никакой разницы в качестве образования нет: просто с каждым годом растет количество классов – и появляются новые буквы. Но если мы и дальше будем перебирать алфавит, ухудшения условий, в которых учатся дети, не избежать.