«Натюрморт с арбузом» в Гатчинском дворце

«Натюрморт с арбузом» в Гатчинском дворце

В Государственном музее-заповеднике «Гатчина» 13 сентября открылась очередная выставка одного экспоната. На ней представлен «Натюрморт с арбузом» одного из самых известных мастеров римского барокко Микеланджело ди Паче Кампидолио (1625–1669).


В 2018 году вся серия выставок одного экспоната в ГМЗ «Гатчина» посвящена возвращению в Гатчинский дворец утраченных за последние сто лет коллекций. Речь идет, в том числе, о произведениях художников, работы которых когда-то были или могли бы быть в императорской резиденции.

Не стал исключением и «Натюрморт с арбузом» кисти Микеланджело ди Паче Кампидолио, не так давно приобретенный музеем при финансовой поддержке банка ВТБ. Эта картина стала важным пополнением коллекции ГМЗ «Гатчина», несмотря на то, что она не относится к историческому собранию Гатчинского дворца.

Как рассказала куратор выставки, хранитель фонда живописи ГМЗ «Гатчина» Айсулу Шукурова, в личных комнатах членов императорской семьи, жившей в Гатчинском дворце, присутствовали натюрморты, среди которых было и несколько произведений кисти М. Кампидолио. После 1917 года ряд картин из Гатчины был передан в другие музеи, как, например, парные «Натюрморт с дыней» и «Натюрморт с виноградом», которые сейчас находятся в коллекции Эрмитажа.

Микеланджело ди Паче Кампидолио был уроженцем Рима, членом Академии св. Луки, которая объединяла признанных художников, пользующихся уважением как в профессиональном кругу, так и среди сильных мира сего. Мастер выполнял заказы самых богатых и влиятельных коллекционеров Рима. Полотна Кампидолио хранятся во многих музеях мира, в том числе, в Эрмитаже.

- Конечно, Микеланджело ди Паче Кампидолио не так известен, как его тезки — Микеланджело Буонаротти или Микеланджело Меризи да Караваджо, – говорит Айсулу Шукурова. – Но, тем не менее, этот итальянский художник представляет большой интерес для нас, в том числе потому, что его произведения связывают нас с большой европейской культурой. Кампидолио был современником эпохи барокко, которую история называет эпохой гениев.

Известность Кампидолио принесли роскошные, так называемые «садовые» натюрморты. У этого художника был свой излюбленный набор фруктов, которые он изображал почти в каждой работе: персики, виноград, гранаты. Центром композиции, как правило, являлся спелый арбуз с сочной мякотью. Для эпохи барокко было характерно трагическое восприятие жизни, ощущение ее скоротечности. В частности, это выразилось в глубокой и весьма разнообразной символике живописи, которая в полной мере отражена в представленном натюрморте Кампидолио.

Как говорит Айсулу Шукурова, «Натюрморт с арбузом» следует рассматривать не просто как красивую картину, которая отвечает настроению ранней осени с ее благословением и роскошью земных плодов. Каждый элемент, каждый цветок или плод в картине — это символ, который можно читать по-разному. Так, например, арбуз, особенно расколотый, символизирует скоротечность земной жизни. Виноградная кисть напоминала об искупительной жертве Христа. Гранат считался символом целомудрия и воскресения. Персик, особенно раскрытый, был символом Троицы, а сливы напоминали о грехопадении или страданиях Христа.

Чтобы помочь зрителю еще сильнее погрузиться в эпоху барокко, на выставке звучит музыка композиторов того времени — Алессандро Скарлатти и Арканджелло Корелли, входивших в один круг с Микеланджело ди Паче Кампидолио.

Выставка одного экспоната «Возвращенные коллекции. М. Кампидолио «Натюрморт с арбузом» продлится до 2 декабря 2018 года в выставочном зале Центрального корпуса Гатчинского дворца.

 

Юлия Лысанюк