В гостях у мультстудии Гатчинского ЦИТ

В гостях у мультстудии Гатчинского ЦИТ

Фестиваль детской анимации «Веснушки», который вот уже четвертый год проводит Гатчинский Центр информационных технологий, показал: мультипликация, как вид детского творчества, успешно развивается как в учреждениях дополнительного образования, так и в обычных школах и даже детских садах Гатчины и района.


Идея этого уникального фестиваля родилась в ЦИТ несколько лет назад для поддержки творчества своих воспитанников из мультстудии. Сейчас ребята пробуют свои силы не только в «Веснушках», но и в конкурсной программе фестиваля «Литература и кино» - детям». Мы решили своими глазами увидеть, как дети делают мультики.

Студия анимации в Гатчинском Центре информационных технологий похожа на обычный компьютерный зал. Столы, привычная техника - ничего лишнего. Но вот сюда один за другим подходят ребята. Кто-то достает из шкафа картонную «сцену» и устанавливает ее на большом столе посреди аудитории. Затем сцена оборудуется листами рисованных «декораций». Ребята колдуют со светом, включают камеру на ноутбуке и фиксируют ее на получившемся первом кадре. Сегодня они продолжают работу над мультфильмом по сказке В. Берестова «Аист и соловей».

Как рассказал руководитель мультстудии ЦИТ Дмитрий Ильин, в основе работы лежит покадровая анимация, в которой камера фиксирует любые изменения положений и конфигурации фигурок в кадре. Чаще всего студийцы используют технику объемной пластилиновой мультипликации, как в сказке «Аист и соловей», например. Но мультик можно создать и с любыми другими предметами, например, с помощью конструктора «ЛЕГО».

Еще одно направление - рисованная анимация, в которой студийцы экспериментируют с пластиковыми досками и фломастерами. Также дети изучают основы более сложной, плоской или перекладной анимации, и пробуют свои силы в непредсказуемой, но очень увлекательной песочной анимации.

- Все эти методы относятся к классическим, включая и компьютерную анимацию, – говорит Дмитрий Ильин. – Особенность нашей студии в том, что мы используем в работе материалы — дети должны уметь оторваться от компьютера, не забывая, что такое пластилин, карандаши, работа с другими творческими материалами... В процессе работы мы набираем картинки, которые можно фиксировать с помощью фотоаппарата или веб-камеры. А дальше все равно приходится использовать компьютер. С помощью специального программного обеспечения из отдельных кадров составляется мультипликационный видеоряд, и персонажи «оживают» на экране. Затем все это нужно обработать, сделать монтаж, озвучку, наложить титры, и только тогда получается готовый продукт. По времени работа на компьютере занимает иногда половину всего процесса.

Занятия анимацией предполагают не только овладение техникой, но и погружение в сложный и интересный мир такого многогранного творчества, как  мультипликация. Вместе с педагогом дети смотрят классические мультфильмы, в основном, кукольную анимацию. Как говорит Дмитрий Сергеевич, это необходимо для того, чтобы уметь анализировать работу профессионалов. Важно все - как делаются объекты съемки, насколько детально они прорабатываются, как происходит их перемещение на «сцене». Кроме того, дети учатся анализировать образы, поступки, характеры героев.

Съемка любого мультфильма начинается со сценария. В качестве основы для него могут использоваться как готовые литературные произведения, так и выдуманные, написанные с чистого листа истории. Оптимальный вариант для учебного процесса — коротенькие ёмкие истории. По словам руководителя студии, обычно проще стартовать с чего-то готового — с какой-нибудь хорошо знакомой детям сказки или басни. Главная задача автора мультика — сделать её своими руками, рассказав старую историю совершенно по-новому.

После создания сценария делается раскадровка фильма, и выбирается техника, в которой будет сниматься мультфильм. Ребята разрабатывают персонажей, придумывают и сами готовят декорации. Весь процесс носит сложный, комплексный характер, ведь работа над самым простеньким мультфильмом включает в себя знание основ режиссуры и анимации, проработку звуков персонажей, исполнение ролей, работу с техникой, озвучку и монтаж.

И вот мультик готов. И пусть на него ушло немало времени и трудов, зато как это было интересно — побыть в роли создателей настоящей живой истории. А впереди ещё одна история - уже фестивальная. Пожелаем юным мультипликаторам из Гатчинского Центра информационных технологий покорить зрителей фестиваля «Веснушки» чудесным добрым мультиком о том, что происходило в те удивительные времена, когда птицы еще умели разговаривать.