О школьных музеях за «круглым столом»

О школьных музеях за «круглым столом»

В Гатчинской школе №7 встретились руководители школьных музеев, представители Общественных палат Гатчинской района и Ленинградской области, чиновники и депутаты, чтобы обсудить роль школьных музеев в деле нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Круглый стол был организован Общественной палатой Гатчинского района.


На территории Гатчинского района работают 26 школьных музеев, из них в Гатчине только четыре, 60% имеют официальный статус. Еще лет десять назад музеев было гораздо больше, и они «крепче стояли на ногах». Как помочь им сохраниться?

- Сейчас обстановка такая, что рано отказываться от школьных музеев, - уверена ответственный секретарь Общественной палаты Гатчинского района Татьяна Можаева. - В следующем году мы отмечаем 75-летие Великой Победы. Информационный вал, обрушивающийся на детей, при отсутствии «системы координат», умения мыслить критически, приводит к путанице в голове. Нужно учить их серьезно относиться к истории, учить работать с информацией, проверять достоверность источников. Безусловно, нужно делать школьный музей более современным, интерактивным, наполнить современными техническими средствами. Но однозначно, что актуальность его только растет.

Уходят поколения, для которых трагедия войны была очевидной и неоспоримой. Сейчас все чаще можно слышать трактовки событий Великой Отечественной войны, мягко говоря, оскорбительные по отношению к памяти людей, сложивших свои головы в боях за Родину. Порой диву даешься, чему только теперь не находят оправдание, по глупости или незнанию: и подлости, и предательству.

Специально созданная рабочая группа Общественной палаты Гатчинского района посетила все школьные музеи и сделала подробный анализ увиденного. О сделанных выводах рассказала председатель комиссии по социальной политике, делам ветеранов, патриотическому воспитанию, молодежной политике, физической культуре и спорту Людмила Голубева. Она подчеркнула, что школьные музеи имеют практически неограниченный потенциал в воспитании детей и подростков, изучении истории государства. 

- Однако, работа педагогов-энтузиастов музейного дела не находит должного внимания со стороны администрации комитета образования, - отметила Людмила Голубева. - Не везде удается наладить обеспечение сохранности и учета собранных материалов. В школьных музеях ослабла активная поисковая работа, сократилось число поездок, экспедиций, слетов. Необходимо решать вопросы в области кадрового регулирования, оплаты труда руководителей музеев, системы аттестации. Сложно сказать, из каких источников финансируется деятельность школьных музеев. Обычно, это энтузиазм руководителя. Если же удастся при решении проблем поднять работу школьных музеев на должный уровень, если работа музейщика будет престижной, то актуальность музея как социального института и одновременно средства обучения и воспитания значительно повысится.

Прозвучала позиция чиновников от образования – денег на развитие музеев нет, ничем помочь не можем. Ставки дополнительного образования в школе все расписаны на спортивную, творческую работу и предметные кружки. Взять средства на музей из стимулирующего фонда школы – значит, лишить надбавок учителей. Получается, что школьный музей проще закрыть, чем за гроши или на энтузиазме вести музейную работу со школьниками, заниматься ненужной бумажной волокитой и получать по шапке за формальные «нарушения»?

Работа учителя в музее - творческая, образовательная и воспитательная. Это не архивариус или экскурсовод в чистом виде, а коллективная деятельность учителей и учеников, обучающая игра в музей, интересная, творческая, профориентационная и интеллектуальная. Здесь в дружеской обстановке проявляется самостоятельность учеников с возможностью самореализации в важном и нужном деле.

Чтобы стимулировать работу школьных музеев, общественники предложили проводить больше конкурсов, ввести больше призовых мест, в том числе за счет различных благотворителей.

В рамках круглого стола участники познакомились с опытом работы лучших музеев. Начали с хозяев площадки.

Когда началась реновация школы №7, заместитель директора школы Светлана Максимова и ее ученики – юные экскурсоводы бережно сохранили музейные экспонаты, а потом вместе приняли обновленный музей. Все разложили, систематизировали, и у музея началась новая жизнь.

- Вместе со своими учениками я тоже делаю первые шаги - в качестве руководителя музея, - говорит Светлана Максимова. - Даже при тех экспонатах, что есть, работать можно до бесконечности. Это работа с фондами, с посетителями, работа по популяризации и развитию музея, что сейчас очень важно. Музей начинался, как летопись истории школы. Сейчас он включает девять экспозиций. Конкретно я вместе с детьми начинала экспозицию, посвященную 25-ти комсомольцам-подпольщикам. В 2015 году мы с этим проектом стали победителями Всероссийского конкурса и ездили на награждение в Москву.

Светлана Николаевна познакомила гостей с электронной версией экспозиций музея, представленной на сайте.

- Мне приятно говорить, что я к этому виртуальному музею практически не имею никакого отношения, - подчеркнула Светлана Максимова. – Точнее, идеи общие, а реализация проекта полностью принадлежит старшеклассникам.

После экскурсии по музею Гатчинской школы №7 своими наработками поделились руководитель школьного музея Войсковицкой школы Наталья Ламонт и заместитель директора Пудостьской школы Ирина Щекотова.

Школьные музеи поддержал депутат Законодательного собрания Ленинградской области Александр Русских.

- Это очень важная и нужная тема, которой мы на уровне Законодательного собрания Ленинградской области уделяем особое внимание, - сообщил Александр Русских. - Сегодня музеи, действительно, важны, и особенно в школах. Мы открыты к тому, чтобы помогать в их развитии. Зачастую, особенно в деревнях, кроме школы больше нет общественных учреждений. Для селян школа - это все. И в этой школе руками энтузиастов создаются музеи. 

Также Александр Русских предложил, как вариант, рассмотреть новый формат работы музея.

- Современные дети воспринимают мир по-другому, - отметил он. - Им интересно не только увидеть и подержать в руках музейный экспонат, но и погрузиться в мир прошлого. Ко мне обращались за помощью по проведению уроков в 3D формате. С этим сейчас успешно работают. Если такой опыт есть или востребован в школьных музеях, мы готовы помочь закупить оборудование.

Идею развития школьных музеев поддержал заместитель главы администрации Гатчинского района Сергей Голованов.

- Хочу поблагодарить учителей, которые, не жалея своего личного времени, занимаются просветительской работой, которые находят детей, заинтересованных музейным делом, поисковой работой, - сказал Сергей Голованов. - Очень важно, что дети сами хотят этим заниматься. А мы должны им предоставить такую возможность, повести их по этому пути, чтобы они изучали историю, а в дальнейшем передавали свои знания следующим детям. Попросим Александра Владимировича Русских, чтобы через Законодательное собрание Ленобласти эта тема получила развитие. Попросим подключиться Общественную палату Ленинградской области. Это хорошее и важное дело.

Фото с сайта историко-краеведческого музея «Наследие» Гатчинской школы №7