Наталья Косьянковская: «Лоскутное шитье стало моей жизнью»

Наталья Косьянковская: «Лоскутное шитье стало моей жизнью»

В просветительском пространстве «Весна» гатчинского Центра информационных технологий проходит юбилейная выставка Натальи Косьянковской, на которой представлено её многогранное творчество— живопись, графика, работы лоскутного шитья разных лет.


«Как живется, так и поется» - именно так решила назвать свою выставку гатчинский художник, член Союза дизайнеров России, организатор и арт-директор Всероссийского открытого фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье» Наталья Косьянковская. Куратор выставки, методист ЦИТ Елена Айдынян решила обыграть эту старинную русскую поговорку на вернисаже, подобрав музыкальные иллюстрации к произведениям художницы.

Первой работой Натальи Косьянковской, «зазвучавшей» на вернисаже, стал натюрморт с простым названием «Улица Гагарина, дом 16». Именно этот адрес стал первым местом ее жительства в Гатчине.

- Я родилась в Тайцах, окончила там школу, в Гатчину переехала в 1968 году, - вспоминает Наталья Юрьевна. - Живя в Тайцах, мы все стремились в Ленинград, воспринимая Гатчину как глубокую провинцию. Когда я стала жить в Гатчине, я поняла, что это самый лучший город на земле.

Наталья Косьянковская окончила один из лучших художественных вузов Ленинграда – Высшее промышленно- художественное училище им. В. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Работала художником на разных предприятиях Гатчины. Первым из них стал ВНИИ «Электронстандарт», который в те годы располагался в Гатчинском дворце.

- Почему я еще Гатчину люблю? - говорит Наталья Косьянковская. - Гатчинский дворец всегда казался мне таким мрачным, грустным, скучным. То ли дело Екатерининский дворец в Петергофе, например, — все в золоте, бело-голубое, фонтаны и так далее. Но когда я стала ходить на работу туда и обратно через Гатчинский парк, я увидела, как наш дворец преображается, как он меняется в зависимости от погоды… Всегда очень любила путешествовать, но «Электронстандарт» тогда был закрытым секретным учреждением, и такой возможности у меня не было. А мне очень хотелось, и я устроилась на работу на Гатчинский ССК, где в этом смысле была полная свобода. Мне давали отпуск всегда летом, и я еще брала отпуск за свой счет, чтобы ездить в разные уголки нашей страны.

Так началась археологическая тема в жизни и творчестве Натальи Косьянковской. Одна из экспозиций на выставке в галерее «Весна» посвящена многочисленным археологическим экспедициям, в которых приняла участие художница. Наверное, именно в годы первых странствий определилась манера ее живописи. Как говорит Наталья Юрьевна, все ее работы написаны на природе, а не в мастерской. По ее признанию, она не умеет писать с фотографий или других готовых изображений.

«Роман» с археологией привел художницу к сотрудничеству с Государственным Эрмитажем и институтом истории и материальной культуры Российской академии наук. Наталья Косьянковская – художник «Петербургского археологического вестника», изданий «Ордена Александра I» и «Нагрудные знаки Русской армии».

Наталья Юрьевна по-прежнему любит путешествовать, и также очень легка на подъем. Поводы для этого самые разные - творческие и образовательные поездки, пленэры. Одно из самых интересных для нее мест, куда она часто возвращается, — Урал. На выставке можно увидеть работы, написанные Натальей Юрьевной во время пленэра на реке Чусовой. Часть экспозиции посвящена Пушкинским горам, святым местам северо-запада.

Наталья Косьянковская — прекрасный дизайнер, причем в самых разных областях прикладного творчества. Это и дизайн одежды, и подготовка самых разных экспозиций, в том числе музейных, и полиграфия. Еще в девяностые годы Наталья Юрьевна разработала несколько собственных авторских программ и преподавала по ним дизайн в лицее «Мода» и Салезианском центре «Дон Боско». На вернисаже представили замечательный каталог работ студии лоскутного шитья, который был создан учениками Натальи Косьянковской - студентами полиграфического отделения центра «Дон Боско». 

Еще одна ключевая работа экспозиции была лоскутной. Она называется «Ни дня без строчки», и речь в данном случае идет вовсе не о стихотворных строчках.

- Лоскутное шитье было моим увлечением, а стало моей жизнью, - говорит Наталья Юрьевна. - Я пришла к нему, как и многие лоскутницы, попав на первый фестиваль лоскутного шитья, организованный в Петербурге в 2002 году. Увидела лоскутные работы и - заболела. И вот уже девятнадцать лет я занимаюсь этим.

В 2002 году Наталья Косьянковская создала квилт-студию «Гатчина». Спустя несколько лет написала и издала книгу «Композиция в лоскутном шитье». Мастерицы студии участвуют во многих лоскутных фестивалях как в России, так и за рубежом.

Вот уже двенадцать лет в Гатчинском районе проводится фестиваль «Лукоморье», ставший одной из его визитных карточек.

- Фестиваль «Лукоморье» появился благодаря Андрею Бурлакову, – вспоминает Наталья Юрьевна. – Мы праздновали в усадьбе Ганнибала 20-летний юбилей музея. Наша студия подготовила к этому событию лоскутную выставку. Когда я представляла ее в Суйде, сказала, что хорошо бы сделать фестиваль. Кто-то из гостей предложил назвать его «Лукоморьем», ведь, по преданию, Лукоморье находилось здесь, в Суйдинских местах. Наш первый фестиваль лоскутного шитья был организован на базе этого музея в Суйде.... «Лукоморье» – очень теплый, очень хороший, очень душевный фестиваль. Все, кто сюда приезжает, удивляются нашему гатчинскому гостеприимству.

С открытием выставки Наталью Косьянковскую поздравили многочисленные друзья — сотрудники гатчинских предприятий, художники, археологи и, конечно же, коллеги по лоскутному творчеству. У Натальи Юрьевны много учениц, которые продолжив ее дело, организовали собственные квилт-студии, как, например, клуб «Сударушка» в Карташевской, которой руководит Анна Градович.

На вернисаже мастерицы лоскутного шитья попытались подсчитать, сколько кусочков ткани используется для создания одной работы. Оказалось, около тысячи лоскутков! На вопрос, сколько времени уходит на одну работу, ответила сама Наталья Юрьевна.

- Как-то я провела эксперимент, – рассказывает она. – Подсчитала, сколько чистого времени занимает изготовление одного лишь верха полуторного лоскутного одела — без стежки, без подкладки. Получилось 42 часа!

Выставка Натальи Косьянковской «Как живется, так и поётся» продлится до 3 апреля по адресу: Гатчина, ул. Рощинская, д.8, галерея Центра информационных технологий. Она открывает цикл других юбилейных выставочных проектов художницы. 18 марта открылась выставка квилт-студии «Гатчина» в центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина (Гатчина, ул. Авиатриссы Зверевой, д.15А). Персональная лоскутная выставка художницы заработает с 5 апреля в музее города Гатчины.