«Задушевный друг Паша»

В Центральной городской библиотеке им. А.И. Куприна состоялось очередное заседание Исторического клуба, посвященное 120-летию «Купринки». Беседу «Дружба по-гатчински: Куприны и Щербовы» провели главный библиотекарь «Купринки» Алёна Тришина и старший научный сотрудник музея-усадьбы П. Щербова Любовь Куляхтина.

Рубрики:  Культура

Участники клуба встретились в читальном зале библиотеки, где Алёна Тришина продемонстрировала макет усадьбы Александра Куприна в Гатчине. Дом, который Куприны приобрели в 1911 году, располагался на улице Елизаветинской, 19а (ныне ул. Достоевского).

Как рассказала Алёна Александровна, макет купринской усадьбы сделан на основе архивных документов. Для Куприна это был первый собственный дом — дом для души, дом, который он хотел. Вместе со своей семьей он прожил здесь до осени 1919 года, когда ему пришлось покинуть Россию на долгие семнадцать лет эмиграции.

Александр Куприн и Павел Щербов познакомились в 1905 году. Это знакомство переросло в дружбу, которая, как рассказала Любовь Куляхтина, продолжалась всю оставшуюся жизнь.

Начиная с 1901 года, семья Щербовых часто бывала в Гатчине. Поначалу они кочевали из одной съемной квартиры на другую, а в 1911 году поселились здесь окончательно - в новом замечательном доме по улице Ольгинской, 5, который П.Е. Щербов построил по проекту архитектора С. Кречинского (сейчас ул. Чехова).

Куприн приезжал в Гатчину со своей второй женой Елизаветой Морицевной, начиная с 1906 года. Щербов присмотрел для своих друзей небольшой уютный дом на улице Елизаветинской. Для того чтобы купить его, Куприн взял ссуду в банке, выплатил ее и в 1911 году окончательно поселился в Гатчине.

В 1919 году Александру Ивановичу, служившему в Белой армии, пришлось спешно эмигрировать из России. Куприны смогли вернуться в Россию только в 1937 году, когда Александр Иванович был уже тяжело болен. Куприн очень любил Гатчину, на чужбине часто вспоминал ее с горечью, сожалением и большой любовью, ведь именно в этом городе у него впервые в жизни появился собственный дом.

Куприн называл Щербова «задушевным другом Пашей». Они часто встречались, дружили семьями. В семье Щербовых было двое сыновей - Вадим и Егор, с которыми дружила дочь Куприных Ксения. В 1917 году на Юго-Западном фронте погиб старший сын Щербова, Вадим. Это был очень талантливый молодой человек. Окончив Гатчинское реальное училище, он поступил в институт гражданских инженеров, где успел окончить всего один семестр. Вадим очень хорошо рисовал — его работы сохранились в музее-усадьбе Щербова. Гибель старшего сына стала тяжелым ударом для семьи Щербовых. Второй удар они перенесли, когда их младший сын Егор умер от сыпного тифа, сражаясь в рядах Красной Армии.

После Октябрьской революции чета Щербовых оказалась в бедственном положении. Александр Куприн, уже из эмиграции, через организацию «Красный крест» помогал своим друзьям. Также он пытался за границей организовать выставку-продажу работ Павла Щербова.

Переживая личную трагедию, Щербов перестал рисовать, отказывался участвовать в выставках. Его пригласили на работу в Гатчинский дворец, который открылся в мае 1918 года. Там Павел Егорович работал в отделе фондов Востока до самой своей смерти в 1938 году.

Благодаря помощи друзей и ходатайству Максима Горького, знаменитый «дом под шляпой» был оставлен Павлу Егоровичу в бесплатное пожизненное пользование. После смерти хозяев в доме разместились коммунальные квартиры. Вдова художника Анастасия Давыдовна долгие годы добивалась создания в их семейном доме музея, однако ее мечте было суждено реализоваться лишь в 1992 году, когда здесь открылась первая экспозиция.

В музее-усадьбе Щербова не забывают о дружбе двух знаменитых гатчинцев Александра Куприна и Павла Щербова. Здесь есть небольшая экспозиция, посвященная Куприну, которая будет расширена после предстоящей реставрации музея.