«Урок цифры» для гатчинских школьников

В Гатчинском Центре информационных технологий прошел открытый тематический урок «Управление проектами» в рамках Всероссийской образовательной акции «Урок цифры». Школьники рассказали об индикации параметров воздушной среды, искусственных ушах и тисках.

Рубрики:  Образование

В открытом уроке приняли участие председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов, председатель районного комитета образования Сергей Попков, заведующий отделом информационно-вычислительных ресурсов и технологий НИЦ «КИ» - ПИЯФ, заместитель заведующего объединенного отделения суперкомпьютеров и GRID-технологий НИЦ «КИ» Андрей Кирьянов, сотрудники ЦИТа, учителя и учащиеся школ Гатчинского района.

В декабре 2018 года на сайте урокцифры.рф школьники уже познакомились с технологией создания программных продуктов. В феврале 2019 года все желающие смогли узнать о целевых ориентирах развития IT-индустрии, в том числе с искусственным интеллектом и технологиями машинного обучения.

Директор Гатчинского ЦИТа Ольга Зобкало рассказала, что данное мероприятие – уже третье в рамках Всероссийской образовательной акции «Урок цифры». Одна из целей урока – развитие мотивации школьников к получению профессий в наукоемких областях через интерес к организационно-управленческому аспекту, в том числе IT-индустрии.

Проведение открытого урока на базе Гатчинского ЦИТа – также неслучайно. Центр информационных технологий в рамках сетевого взаимодействия давно сотрудничает с НИЦ «Курчатовский институт», в том числе в рамках профориентационной работы, которая включает лекции, конференции, Дни науки, экскурсии, поездки в НИЦ «Курчатовский институт» в Москву, летние лагеря для детей и многое другое.

- Одна из задач партнерства – сориентировать нынешних школьников в выборе будущей профессии, востребованной в НИЦ «Курчатовский институт», в том числе в сфере IT-технологий, - сказала Ольга Зобкало.

После экскурсии по ЦИТу участники открытого урока собрались за круглым столом, чтобы обсудить особенности проектной деятельности. Свой проект представили ученики 11-ого класса Гатчинской школы № 7 Максим и Федор Мельниковы, презентовав «Аппаратную и программную реализацию устройства для индикации параметров воздушной среды».

Ребята разрабатывали проект на базе ЦИТа, сотрудники которого оказывали поддержку и помощь, как в технических, так и в организационных вопросах. 

Устройство для индикации параметров воздушной среды представляет собой набор различных датчиков, определяющих, в том числе содержание пыли, углекислого газа и летучих органических веществ в воздухе, температуру и влажность. Показания датчиков устройство записывает на карту памяти, отображает их на экране, а также с помощью расположенного на нем wi-fi модуля передает их на веб-сервер. В случае, если концентрация каких-либо веществ в воздухе превышает допустимую норму, загорается красный индикатор и устройство издает пронзительный звуковой сигнал.

На сайте, также разработанном братьями Мельниковыми, в режиме реального времени в виде графиков и таблиц отображаются все параметры. Там же рассказывается об этапах разработки проекта, размещены фотографии.

Молодые ученые уже представили его на различных конференциях и тематических конкурсах: в финале регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технических проектов школьников, на XI научно-исследовательской конференции «Ровесник – ровеснику», конференции «Наука настоящего будущего», «Творчество юных».

Сергей Тарасов оценил работу устройства и рассказал, что подобные проекты можно разрабатывать и дорабатывать на базе технопарков и кванториумов, сеть которых вскоре охватит всю Ленинградскую область.

- Также мы планируем привлечь к работе предпринимателей для оснащения технопарков и кванториумов и финансирования научных разработок, - добавил председатель областного комитета образования и поблагодарил Максима и Федора Мельниковых за проделанную работу и вклад в развитие интеллектуального ресурса Ленинградской области.

Сергей Тарасов поделился воспоминаниями о том, как сам когда-то посещал кружок, где занимался созданием макетов железной дороги.

- Это был мой первый опыт работы на результат. Каждый из нас делал что-то свое, а потом это соединялось в один большой макет. Это напоминало чудо, - сказал он.

Сегодня советские кружки по авиамоделированию и сообщества электронщиков трансформировались в Центры информационных технологий, где под присмотром квалифицированных наставников школьники изучают программирование, 3D-технологии и многое другое.

- Сегодня изменилось качество работы, мы даем ребятам больше возможностей, развиваем инфраструктуру, кроме того, у педагогов дополнительного образования достойная оплата труда. Все вместе это дает хороший синергетический эффект, - добавил Сергей Тарасов.

В 2019 году Ленинградская область принимает участие во всех национальных проектах, связанных с системой образования. На развитие образовательной инфраструктуры из федерального бюджета региону выделено более полумиллиарда рублей. Гатчинский район, в свою очередь, является лидером цифровизации в регионе.

В открытом тематическом уроке «Управление проектами» приняли участие и другие школьники, которые могут похвастаться результатами своей научной деятельности.

Так, ученица 6-ого класса Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского Милана Ширяева в составе сборной команды Гатчинского района завоевала третье место в категории «3D-фишки» на IV открытой Всероссийской олимпиаде по 3D технологиям, которая прошла в Всероссийском детском центре «Смена».

Сегодня она готовится к выступлению на очередной научной конференции, где вместе с напарником представит 3D-модель человеческого уха в рамках работы с биопринтингом. Это технология создания объемных моделей на клеточной основе с использованием 3D-печати, при которой сохраняются функции и жизнеспособность клеток.

- Печать человеческих органов на 3D-принтере – популярная отрасль науки. В связи с тем, что у нас нет биоматериала, мы используем в работе 3D-пластик. Эта работа позволяет нам также изучать математику, анатомию, биологию, - рассказала Милана.

Выпускник школы № 9 Даниил Крылов занимается прототипированием, моделированием и печатью на 3D-принтере, а начиналось все пять лет назад с увлечения черчением. Вместе со своей командой Даниил успешно выступает на соревнованиях чемпионата ЮниорПрофи. На соревнованиях JuniorMasters, которые прошли в Москве в декабре 2018 года они заняли первое место. Для этого им предстояло изготовить тиски по выданной им детали – основному корпусу.  

- Мы должны были снять размеры, смоделировать объекты, напечатать их на 3D-принтере за ограниченное количество времени, - рассказал Даниил Крылов и признался, что в будущем планирует разработать экзоскелет для того, чтобы облегчать тяжелый физический труд, характерный для определенных профессий и для помощи людям с нарушениями опорно-двигательной системы.

Также в рамках открытого тематического урока «Управление проектами» школьники приняли участие в видеолекции «Что такое проект, метод «Водопад» и инструменты для его планирования/ управление проектами», «Гибкие методы управления проектами».

Завершился научный день практической работой с тренажерами. Ребятам предстояло с помощью компьютерной игры применить полученные в ходе лекционной части представления о методах управления проектами и спасти завод на Луне, который добывает топливо для электростанции. Школьники примерили на себя роль руководителя проекта по спасению поселения и, управляя работой команды специалистов, налаживали работу завода.