Голуби – это моя жизнь!

Мы давно привыкли к присутствию домашних животных и понимаем, для чего заводим собак и кошечек, но голубей? В небольшом посёлке Семрино, что находится в Сусанинском сельском поселении, живут и души не чают в своих, редкой породы, голубях две семьи. Мы напросились к ним в гости.

Рубрики:  Общество

Сначала попали в семью Яковлевых. Прекрасный дом, по- хозяйски грамотно обустроенный двор, огромная голубятня. За птицами ухаживают всей семьей, все – страстные голубеводы.

Глава семьи, Александр Осипович Яковлев, увлекается, как он выражается, «болеет», голубеводством с пяти лет - тогда многие держали голубятни. Сейчас Александру Осиповичу 58 лет. После женитьбы, в 1983 году, вместе с женой переехали жить в Ленинград, но душа затосковала, и, походив месяц в администрацию района, в котором они тогда жили, добился разрешения построить голубятню в парке, что на углу улицы Подвойского и Белышева. Родилась дочь, выросла, замуж вышла, и тогда семья решила вернуться в Семрино, где в частном доме можно было вольготно и спокойно продолжать заниматься голубеводством.

Сейчас у семьи Яковлевых 100 штук голубей, 50 пар, не считая малышей. Тут и бойные: агараны и белые бакинцы гладкие, головастики красноголовые, белые чубатые, турки, косаны, калканы, а для души - Камышенские желтые, царьки Урюпинские, белые павлины. На вопрос, куда деваете вновь появившихся голубят, Александр Осипович отвечает с юмором: «Так, я один, что ли такой «больной»? Езжу на выставки, каких-то покупаю у заводчиков, каких-то меняю у других голубеводов. У дочери своя семья, и подрастает прекрасная дочурка. Они тоже обожают голубей и привозят в подарок новых».

Жена Татьяна рассказывает, что когда Александру Осиповичу нездоровится, то сама ухаживает за голубятней: моет, чистит и кормит голубей. «Тоже, – говорит, – люблю их очень». Да и как иначе получилась бы такая крепкая и дружная семья, не будь у них такой объединяющей страсти! Побывав в голубятне, мы заметили, что у каждого голубя на ножке колечко. Колечки разного цвета и обязательно с номером телефона Александра Яковлевича.

«Зачем это?» – интересуюсь. «А как же? - отвечает. - Мало ли, залетит высоко, за тучу, потеряет ориентацию, улетит не туда, проголодается, да и прибьется к кому-нибудь, а тут и мой номер телефона есть. Позвонят, я подъеду. Или ястреб схватит птицу прямо на лету. А, ведь у каждого голубя своя голубка – пара… Оказывается, в Семрино много ястребов. Это было для меня открытием. А вообще-то они на звук свистка привыкли возвращаться. Тепло наступит, выпускать начнём. Когда они там, в небе, такое необъяснимое чувство, что и ты в небе, ну, не сам, конечно, а душа… и тихо, радостно смеется».

Странное, забытое чувство охватывало меня. Смотрела на этого большого, взрослого мужчину и почему- то вспомнилось: «Будьте, как дети…» И улыбка сама собой «расползлась» на моём лице…

Ко второму семринскому голубеводу мы попали уже немного «подкованные». Семья Егоровых: Михаил Александрович и сын его Сергей живут рядом с семьей Яковлевых, на соседней улице. Михаил Александрович всю жизнь занимался и держал голубей. Естественно, что и Сергей к голубеводству пристрастился с малолетства. Сейчас Михаил Александрович по состоянию здоровья уже не может в полной мере ухаживать за голубями - дело это не только приятное, но и хлопотное, поэтому Сергей полностью взял заботы на себя.

Впрочем, не правильное это слово «взял». С радостью и полной ответственностью подхватил инициативу отца! Ведь занимается с голубями, сколько себя помнит. После женитьбы переехал в Санкт-Петербург, но и там не успокоился. Тут две истории перекликаются! Через полгода городской жизни тоже исходил все ноги по инстанциям с просьбой разрешить построить голубятню в Полежаевском парке Красносельского района, что между Петергофским шоссе и проспектом Маршала Жукова. Официального разрешения так и не получил, но в администрации района сказали, если не будет жалоб от жителей, то, пожалуйста, устанавливайте свою голубятню. И он, конечно же, её построил, и голубей привез. Но уже через год перевез их обратно в Семрино, к отцу поближе, да к природе. Свой дом, свой двор и голубятня во дворе - всё и все рядом.

Сергею сейчас 33 года. Работает инженером технического надзора башенных кранов. Работа не из лёгких. Начинаю расспрашивать про голубей, голос становится мягким, в глазах нежность, и почти забытое слово «романтик» всплывает в моём сознании. Рассказывает и перечисляет породы голубей прямо с наслаждением, с любовью: пермские высоко летные, игровые голуби, бакинские (белые, мраморные, шейки), кавмингорские, головастые, и еще декоративные: павлиньи, Луганские, Крюковские, Урюпинские и царицынские. Голуби, конечно же, тоже все окольцованы, Сергей ведёт их строгий учёт, больше того, занимается их селекцией. Ведет дневник записей. Все голуби, рассказывает, произошли от скалистого сизого голубя. На голубей в данное время существует зарегистрированный стандарт, и каждый голубь должен ему соответствовать. Вот Сергей и ведет селекционные работы. А максимально приблизить голубя к стандарту - это, по его словам, кропотливая и очень интересная работа!

- А как это дисциплинирует! – признается он. - Всё надо сделать вовремя: и покормить, и убрать - тут не забалуешь. Не могу, без голубей! Ведь это какая красота, когда они в полёте, даже просто на земле… Придешь с работы, покормишь их, приберёшь в голубятне, сядешь, наблюдаешь - можно до ночи засидеться, очень успокаивает. А наблюдать за птенцами, как они растут, – это же радость! А какая тоска наступает, когда потеряется или ястреб утащит: думаешь, переживаешь, ждёшь звонка, может, к чьей-то стае примкнул? Вот, люди собак любят, кошек, в гараже кто-то любит время проводить, я их понимаю…, но птица в небе! Это ни с чем не могу сравнить!»

- Ну, точно, романтики, – подумала я. А как ещё можно объяснить себе это непрактичное, вроде бы приносящее только хлопоты увлечение? Голубеводство… Го-лу-бе-во-ды! Ан, нет! «Не хлебом единым…» Взглянула на прощание в глаза Сергею, а там… небо, голуби и душа, которая требует.

Понимаю, что читающий эти строки человек может сказать, что сейчас время, мол, другое, нелёгкое. А когда оно – время - у нас было лёгкое? Все знают: кто хочет – ищет возможности, а кто не хочет – причину. Я далека от призывов всем начать заниматься голубеводством, но то, что я увидела в глазах этих людей! То, как они смогли сохранить в себе нежную любовь к малой птахе, эту «болезнь» - лично меня восхищает! И так хочется увидеть новые горящие глаза юных, да любого возраста, последователей наших замечательных земляков!

Фото Николая Гатко