ФГОС третьего поколения: бояться не стоит!

Любые изменения в ходе образовательного процесса всегда переживаются довольно болезненно: и учеников, и их родителей, и даже учителей пугает неопределённость. 1 сентября 2022 года в школах России появится новая вводная: для учеников начальных и средних классов будут обновлены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Что это означает, и к чему нужно готовиться? На эти вопросы отвечает эксперт Гатчинского комитета образования - главный специалист по качеству общего и дошкольного образования Ирина Затула:

Рубрики:  Образование

- Образовательные стандарты 2004 года были ориентированы на предметный результат, ФГОС второго поколения – на личность ребёнка. На что обращено внимание обновлённых ФГОС?

 - Внимание обновлённых ФГОС направлено на качественное общее образование. Сохраняется ориентация на предметные, личностные результаты, но подчеркивается, что в основе федеральных государственных образовательных стандартов лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом; о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей образовательных организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

- Каковы основные принципы обновленных ФГОС?

- Основные, ключевые принципы обновлённых ФГОС – это единство образовательного процесса, преемственность образовательных программ и вариативность. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, преемственность образовательных программ, единство обязательных требований к условиям реализации программ начального общего образования и основного общего образования и результатам их освоения. Принцип вариативности дает возможность формирования программ общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Преемственность образовательных программ означает, что осуществляется взаимодействие содержания и методов обучения и воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса.

- Касательно вариативности образования: я правильно понимаю, что теперь каждая школа имеет право разрабатывать свои учебные программы?

- У каждой школы есть право пользоваться примерными рабочими программами, в том числе разработанными для углубленного изучения, например, предметов естественно-научного цикла.

- Ещё один важный принцип ФГОС 3-го поколения – это конкретность. Можете раскрыть смысл этого принципа?

- Например, требования к предметным результатам формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования) и определяют минимум содержания начального общего и основного общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного предмета. При этом, необходимо указать, что есть акцент на применение знаний и конкретных умений, получение нового знания, его преобразования и применения; усиление акцентов на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки.

- Не помешает ли эта конкретность развитию индивидуальности ребёнка? Я видела такой пример: в начальной школе по литературному чтению ребёнку дан минимум стихотворений, который он должен будет выучить, и указан темп чтения, например, в 4 классе – 80 слов в минуту. Очень похоже на проверку скорости чтения прозы, но скажите, пожалуйста, это же ведь всё-таки поэзия – не будут ли дети специально торопиться, чтобы успеть по регламенту, не помешает ли это вдумчивому, выразительному чтению?

- Темп чтения 80 слов в минуту в 4-м классе – это темп чтения не поэзии, а прозаических и стихотворных произведений, при безотметочном оценивании. Это тот необходимый минимум, благодаря которому можно понять, будет ли ребёнок в дальнейшем справляться с той нагрузкой, с которой столкнётся в 5-м классе. Конкретность в данном случае не подразумевает, что читать прозаические и стихотворные произведения нужно именно с такой скоростью – конечно, можно и больше, можно быстрее. Но если ребёнок читает медленнее указанного темпа, значит, нужно обратить внимание на причины.

- Хотелось бы уточнить ещё один момент: правильно ли я поняла, что принцип единства заключается только в том, что все дети в любом уголке нашей страны должны получить качественное образование?

- Качественное образование – во главе всего. Для обеспечения качественности все предметы связаны в единую систему, которая позволяет применять полученные знания при изучении других предметом и в жизни. Например, чтобы, приходя на урок обществознания, обучающиеся не забывали знания, полученные на уроке иностранного языка. Ведь множество обществоведческих терминов пришло к нам из латинского языка; знаешь перевод слова, его происхождение – уже на 50% понимаешь, что значит тот или иной термин и можешь объяснить его смысл. Таким образом, неразрывно с единством образовательного процесса связано и понятие функциональной грамотности, то есть умения применять полученные знания на практике.

- Будут ли организованы какие-то дополнительные занятия по функциональной грамотности, где будут рассказывать о каких-то бытовых жизненных задачах и о том, как их решать?

- Функциональная грамотность обучающихся - это способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Например, в рамках обществознания предполагается приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.

Как видно, делается упор на то, чтобы задания были не абстрактными, а конкретными, чтобы их можно было потом применить в жизни. На минуточку – в экзамене по биологии есть задания, где нужно рассчитать килокалории, количество жиров, белков, углеводов. То есть мы можем сами составить себе здоровый рацион на базе школьных знаний. В этом и заключается ориентированность ФГОС на личность ребёнка, и одним из результатов обучения должно стать умение ребёнка применять полученные знания на практике.

При этом ещё один важный навык, который отражен в обновленных ФГОС – умение работать не только самостоятельно, но и в команде, взаимодействовать с людьми. Вспомним закон из физики: чем больше площадь, тем меньше давление. Если мы попробуем применить этот закон в другой сфере, в сфере человеческих взаимоотношений, то окажется, что он работает так же: чем больше людей работает и работает слаженно, тем меньше нагрузка на каждого отдельного человека – вся нагрузка будет распределена разумно среди членов команды.

- В обновлённых ФГОС сказано, что обучение и воспитание должны быть неразрывно связаны. В чём это проявляется, ведь и раньше учителя были так называемыми духовными наставниками детей?

- Программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой школой совместно с семьей и другими институтами воспитания. Речь идет о гражданском, патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, физическом, трудовом, экологическом воспитании.

Например, биология, география, обществознание, история, английский – на уроках по всем этим предметам можно говорить об экологии и экологической грамотности. В этом и заключается единство воспитательного и образовательного процесса: с одной стороны, мы даём знания, что такое экология как научная область; с другой стороны – объясняем, как вести себя так, чтобы эту экологическую обстановку не нарушить. При изучении разных дисциплин рассказывается, как и почему нужно взаимодействовать с природой грамотно, осознанно, не нанося ей вреда. Задача – сформировать личность, которая будет позитивно, созидательно относиться к природе. Что касается патриотического воспитания в школах. Давайте вспомним, что такое патриотизм?

- Любовь к Родине.

- Да, любовь. Но все забывают вторую часть – а что мы можем сделать для защиты Родины, для её развития? Мало говорить о любви – нужно доказывать её действиями, поступками. Общество состоит из людей, которые постоянно взаимодействуют и формируют среду вокруг себя. Конечно, если мы не будем понимать особенности исторического развития нашей родины, мы не будем понимать, что мы можем ей дать. Очень часто мы слышим вопрос «что нам могут дать?» - но ведь на самом деле историю формирует личность, мы формируем историю. Значит, надо ставить вопрос не «что нам могут дать», а что мы можем дать, чтобы наша страна развивалась.

Стоит вспомнить ещё одну очень важную тему – физическое воспитание. Речь идёт о гармоничном развитии личности (в здоровом теле – здоровый дух). Детей не только учат тому, как правильно бегать, но и как следить за своим питанием, как вести здоровый образ жизни (и об этом же говорят и на других уроках: на биологии, ОБЖ). Благодаря этому за 9-11 лет в школе вырастут личности с ответственным отношением к своему здоровью, с установкой на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

- Что можно сказать о сетевой форме реализации образовательных программ?

- Сетевая форма образовательных программ существует давно. Она обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Что это значит? Школа может заключать договоры с другими образовательными организациями (музыкальными, художественными, спортивными школами, научными организациями, медицинскими организациями, организациями культуры), которые обладают ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

- То есть если один ребёнок из класса просто учится в какой-нибудь художественной школе, это не значит, что он теперь может не ходить на уроки ИЗО?

- Нет, речь идет о том, что школа заключает договор о сетевом взаимодействии с другой организацией, и на своей базе или на базе партнера реализует освоение обучающимися отдельного курса или дисциплины. Если ребёнок пропускает школьные занятия и вместо них ходит на дополнительные, то школа просто не сможет аттестовать его по этим предметам.

- Наверное, родители школьников сейчас переживают из-за введения новых ФГОС, задают много вопросов. Как школы помогают или будут помогать им?

- У родителей, конечно, возникают вопросы по поводу обновленных ФГОС. Для этого в школах проводятся родительские собрания, на сайтах школ размещается вся необходимая информация. Задача – проинформировать родителей о том, что ничего сверхъестественного не происходит; им, как раньше, нужно просто обеспечивать возможность получения образования для своих детей и выполнять ведущую роль в их воспитании. При этом каждый родитель может ознакомиться с учебными образовательными программами – всё это есть в открытом доступе.

Есть и защищённое пространство: родители может отследить, каких конкретных результатов добился их ребёнок, в том числе на портале «Электронная школа» в системе ГИС «Современное образование Ленинградской области». Здесь всё прозрачно для тех сторон, которые принимают участие в образовательном процессе – и для детей, и для родителей, и для представителей образовательного учреждения.

- Как вы думаете, через сколько лет/поколений мы сможем увидеть результаты введённых ФГОС, оценить уровень образования детей?

- Первые результаты будут видны при окончании одного образовательного уровня – это краткосрочные результаты. Среднесрочная перспектива – по окончании учебного заведения: то, с какими знаниями дети придут во «взрослую жизнь». И, наверное, долгосрочная перспектива – то, какое поколение мы увидим спустя десятилетия, когда оно приступит к профессиональной деятельности. Полагаю, что это будет замечательное поколение, потому что база создаётся очень качественная.

- Спасибо за интервью.

 

Беседовала Мария Ибадова


Изображение: freepik.com