ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ: ЗА ЧТО ПЛАТИМ?

эксперимент по реформированию системы школьного питания школьные годы серьезно подрывают здоровье детей хроническими заболеваниями

С 2008 года в России проходит . На самом деле необходимость радикальных перемен в этой сфере образования назрела задолго до 2008 года. Но именно в это время, после многочисленных проверок и подсчетов «потерь», чиновники признали: . Две трети всех выпускников страдают различными . И не в последнюю очередь это связано с питанием.

Благие намерения реформаторов: дорога в пищевой рай

Главная цель эксперимента, проходящего в рамках приоритетного национального проекта «Образование», — обеспечить полноценными горячими завтраками и обедами всех учащихся без исключения, при этом по максимуму снизив финансовые вложения в школьное питание.

Одной из основных целей этого проекта стала централизация питания. Действительно, зачем тратить огромные средства на персонал для собственной столовой, когда можно сэкономить, переложив эту проблему на плечи независимого предприятия, обслуживающего несколько школ? Так из штатных расписаний ряда школ вывели ставки сотрудников столовой, а сами столовые передали коммерческим структурам.

Проблему централизации чиновники решают по-разному. Завтраки и обеды готовятся на школьном комбинате питания или на базе одной столовой, откуда развозятся потом по окрестным школам. Еще одна модель централизации — снабжение школы полуфабрикатами или готовой, но охлажденной продукцией. Последнее, к облегчению многих родителей, приживается с большим трудом (вспомним печально известную компанию «Конкорд» с так называемым «бортовым», или «самолетным», питанием).

За последние годы школьные завтраки и обеды существенно подорожали. Теперь мы оплачиваем из своего кармана покупку продуктов, труд работников столовых и коммерческую наценку предпринимателей, предусмотренную законодательством.

Что касается родителей — большинство из них совсем не против дополнительных расходов на питание. Разумеется, лишь в том случае, если оно того будет стоить. Остается понять, так ли это на самом деле…

К проблеме качества пищи государство подошло довольно серьезно. Для начала потребовали заменить устаревшее оборудование новым, более современным, обеспечив это немалыми дотациями. Важной особенностью реформы стало утверждение новых санитарных норм и правил (СанПиН). Для Ленинградской области улучшенный рацион питания, учитывающий суточную потребность школьника в калориях, пищевых веществах, витаминах и минералах, разработали специалисты Санкт-Петербургской медицинской академии.

Так называемое циклическое меню рассчитано на 10—12 дней, и ни одно блюдо в нем не повторяется. В рационе обязательно должны присутствовать блюда из мяса, рыбы и курицы, салаты, фруктовые напитки и кисломолочные изделия. И никаких чипсов, шоколада и газированных напитков! Кстати, этот рацион уже применяется во всех школах Ленинградской области.

 

Предприниматель в школьной столовой: миссия выполнима

Для большинства из нас школьная столовая — объект не слишком прозрачный. О том, что там происходит, мы можем судить лишь по невнятным рассказам наших детей или со слов учителя.

Что же на самом деле изменилось в школьных столовых после того, как реформа заработала? Рассказать об этом мы попросили индивидуального предпринимателя, полновластную хозяйку пяти школьных столовых И. Э. Васильеву.

— Несомненно, изменилось многое, — говорит Ирина Эдуардовна. — В большинстве гатчинских школ оборудование столовых заменено на 80% — появилось больше возможностей для того, чтобы готовить вкусную еду. Раньше работники столовой были вынуждены укладываться в мизерную сумму для каждой порции, буквально раздавая детям то, что есть. Сегодня ассортимент блюд стал более разнообразным.

В тех школах, которые обслуживает предприниматель, принято считаться с мнением детей:

— Мы раздаем им анкеты с вопросами о том, что они любят больше всего. Часто называют гамбургеры, картошку фри, прочий фастфуд. Любимая еда для многих — сосиски и макароны. Разумеется, никакого фастфуда в наших школах нет и быть не может — за этим строго следит Роспотребнадзор. Сосиски — пожалуйста. Эта пища не запрещена, но подавать их можно не чаще одного раза в 10 дней.

К новым технологиям в школьном питании Ирина Эдуардовна относится отрицательно:

— У нас этого нет! Каждый день — новая свежая еда, приготовленная в соответствии с 10-дневным циклическим меню.

Проблемы питания в школах И. Э. Васильева хорошо знает изнутри. Ее трудовая деятельность началась в 1996 году, в гатчинской школе № 7, где она работала поваром столовой. В школьном объединении — с 2006 года, а индивидуальным предпринимателем стала год спустя. Сейчас ИП Васильева обслуживает Гатчинскую гимназию имени К. Д. Ушинского, школы № 4, 7 и 8 г. Гатчины и школу в Верево.

Жизнеспособность школьной столовой во многом зависит от того, как выстраивается взаимодействие нескольких заинтересованных сторон.

— Школа предоставляет нам помещение, Комитет образования полностью обеспечивает столовую оборудованием, — рассказывает Ирина Эдуардовна. — Наша задача — запустить весь процесс. Мы все делаем на месте. Сами закупаем продукты у надежных, проверенных годами поставщиков. Сами готовим, сами производим выпечку и холодные закуски. Оборудование ремонтируем тоже сами. Также в наши обязанности входит покупка посуды и столовых приборов. Весь процесс — от закупки продуктов до накрывания на стол — выстроен до мелочей.

Проверки со стороны государства и администрации школы очень строгие. Качество питания и соблюдение санитарных норм регулярно проверяют Роспотребнадзор и городская прокуратура. Пробы пищи ежедневно снимают как сотрудники школы — медицинский работник и ответственный по питанию, так и заведующий производством — со стороны предприятия.

— В школьных столовых в обязательном порядке ведется бракеражный журнал, — говорит Ирина Эдуардовна. — Что сегодня было приготовлено? Как были сняты пробы? В школьных столовых проводятся так называемые двухдневные пробы: образцы готовой пищи хранятся в специальных контейнерах в холодильнике 2—3 дня — на случай проверки.

Циклическое меню составляет заведующий производством столовой, после чего его в обязательном порядке утверждает Роспотребнадзор Гатчинского района. Затем меню подписывает директор, и его вывешивают на всеобщее обозрение.

Таким образом, предприятие в любой момент готово отчитаться в случае возникновения проблем. Кстати говоря, по словам предпринимателя, за последние несколько лет не было зафиксировано ни одного случая заболеваний среди детей в обслуживаемых ей школах по вине столовой.

За любые возможные проблемы несут ответственность сами предприниматели.

— Если что-то случается, первыми узнают об этом медицинский работник школы и ответственный по питанию, — продолжает Ирина Эдуардовна. — Все претензии в итоге предъявляются нам. Кроме того, любой родитель имеет право прийти к нам в течение дня, если ему что-то не понравилось или ребенок пожаловался на питание.

Увидеть своими глазами: гатчинская школа 8

В ответ на нашу просьбу И. Э. Васильева любезно согласилась провести экскурсию по столовой школы № 8 и сделала это просто виртуозно, рассказав обо всем и показав работу столовой в мельчайших подробностях.

В некотором смысле этой школе повезло. Она была построена в 2008 году, и пищеблок в ней оборудован по высшему разряду.

Светлая, просторная столовая открыта с 9 до 16 часов. Здесь уютно. Небольшие столы с гигиеническим пластиковым покрытием, мягкие банкетки. За чистотой здесь следят строго: перед входом в столовую — 15 умывальников для мытья рук, у которых толпятся малыши.

— До 12 часов ученики школы питаются организованно, — говорит Ирина Эдуардовна. — На каждой перемене, в зависимости от старшинства, им подаются завтраки, плавно переходящие в обед. После 12 часов — время обеда для продленки.

Накрыть на столы малышам помогают учителя и работники столовой. Дети постарше справляются сами. Организована работа дежурных по столовой из числа учеников.

Школьное меню стараются делать универсальным. Обед сегодня традиционный — овощной суп с мясом, сосиски «Императорские» и макароны. Зато на продленке дети и учителя могут взять себе на выбор медальон из свинины, люля-кебаб или рыбу в сыре. Плюс картофельное пюре и два вида салатиков. На отдельном столике установлена электрическая супница, в которой всегда есть горячее первое.

— Налить себе в тарелку горячее может любой ребенок, вне зависимости от того, на платном или бесплатном он питании, — комментирует Ирина Эдуардовна. — Далеко не все дети любят первое, но у нас суп пользуется неизменной популярностью — может быть, потому, что никто не заставляет его есть.

На пищеблоке отсутствуют устаревшие плиты и холодильники. Это — территория современной техники. В каждом цехе — холодильники с электронным термометром.

Все продукты хранятся отдельно: фрукты и овощи, сухие продукты, скоропортящаяся продукция (холодильный зал). Подготавливаются продукты также в отдельных цехах — в овощном и мясном, после чего их переправляют в горячий цех, или на кухню. Есть здесь и холодный цех, в котором готовятся салаты и закуски.

Линия раздачи в столовой тоже современная, с автоподогревом, что позволяет не разогревать блюда лишний раз. На специальной витрине выставлены салаты и холодные закуски — на выбор.

Питание в школе производится как на платной, так и на бесплатной основе. За бесплатное питание для каждого ученика государство платит 60 рублей в день. Оплачиваемый завтрак в столовой стоит 35 рублей, обед — 45. Родители заранее оплачивают питание в сберкассе. Детям не нужно носить с собой деньги на завтраки и обеды, работникам столовой нет необходимости тратить время на расчеты у кассы. Исключение делается для буфетной продукции.

В буфете школьной столовой принципиально нет фастфуда. Вся продукция приготовлена здесь же, в кондитерском цехе. Ароматные и теплые еще пирожки и булочки разметаются мгновенно. Сегодня дети могут купить в буфете пирожки с капустой и картошкой, булочки с корицей, вишней и яблоками, мини-пиццу, сосиску в тесте и очень популярные пирожки со сгущенкой.

Буфетная продукция выкладывается на витрину уже после того, как дети насытились основной, горячей пищей. Кстати говоря, каждый пирожок подают в специальном пакетике — здесь приучают не хватать пищу руками, пусть даже чисто вымытыми.

Снять пробы с блюд школьного меню доверили и мне. Заявляю со всей ответственностью — это было вкусно. Сочный медальон из свинины с обыкновенным, но очень нежным картофельным пюре, традиционный капустный салатик, душистый чай. Но самое главное — это по вкусу детям!

На мой вопрос, что ей больше всего здесь нравится, девочка-шестиклассница ответила — куриное филе и пирожки с брусникой. Пирожков с брусникой в этот день в буфете не было, но я ей почему-то поверила.

Юлия Лысанюк