8 ИЮНЯ — ДЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ – НАША ПРОФЕССИЯ

Санкт-Петербургская Психиатрическая больница №1 им. П.П.Кащенко является учреждением с социальной направленностью, где оказывают помощь пациентам с различными психическими заболеваниями, в большинстве случаев определяющими формирование социальных проблем.

Несмотря на то, что День социального работника отмечается лишь 13-й год, социальная служба в больнице появилась в 1964 году. И эта служба начиналась с одного единственного человека – Марии Васильевны Мельниковой, которая пришла устраиваться на работу медицинской сестрой, но по просьбе главного врача Алексея Егоровича Яковлева стала осваивать необходимую уже в то время профессию медсестры по оказанию социальной помощи. Это дело было новым не только для нашей больницы, но и для отечественной психиатрии. Безусловно, легким труд социального работника назвать было нельзя. Опыт и знания приходилось нарабатывать самостоятельно. Большую помощь в организации социальной службы оказывали заместители главного врача больницы Эдуард Григорьевич Семеняк, Святослав Антонович Дзивалтовский.

Мария Васильевна по сей день трудится в коллективе социальной службы больницы, которая в настоящее время представлена 7 специалистами по социальной службе с высшим образованием, 4 медсестрами по оказанию социальной помощи и 12 социальными работниками. Под руководством главного врача больницы Олега Васильевича Лиманкина социальная служба введена в состав Центра социально-трудовой реабилитации пациентов. Социальная служба участвует в реализации индивидуальной программы социальной реабилитации пациентов, решает отдельные бытовые вопросы, осуществляет покупку продуктов питания и медикаментов, проводит работу с недееспособными пациентами без опекуна и лицами без определенного места жительства. Специалисты социальной службы больницы помогают пациентам восстанавливать необходимые бытовые навыки, учат пользоваться бытовыми приборами, планировать материальные средства.

В своей профессиональной деятельности человеку, участвующему в оказании социальной помощи, приходится сталкиваться с множеством ситуаций, где нужно проявлять не только профессиональные, но и личностные качества. Работа с людьми почти всегда сопровождается высоким эмоциональным напряжением, и тем более с этим явлением ежедневно сталкиваются социальные работники. Взаимодействие с коллегами, сотрудниками социальных организаций и учреждений, общение с клиентами – вот где можно наблюдать профессионализм социального работника, выраженный, прежде всего, в умении выстраивать связи и отношения. К необходимым личностным качествам социального работника можно отнести доброту и умение расположить к себе, индивидуальный подход, коммуникабельность, культуру общения, волю, высокую стрессоустойчивость, инициативность, уважение к личности, готовность действовать от имени пациента, глубокое понимание жизненной ситуации человека, образованность. В профессии социального работника нельзя применять только сухую теорию и надеяться при этом на положительный результат. Лишь творчески, даже скорее нестандартно подходя к своей деятельности, можно рассчитывать на «счастливый финал». К каждому человеку нужен индивидуальный подход. И он обязательно существует. Только нужно знать к нему путь.

Выражаю благодарность заместителю главного врача больницы Андрею Павловичу Отмахову за помощь в работе.

Надежда МЕЛЬНИКОВА, медсестра по оказанию социальной помощи