ГАТЧИНСКИЙ ТЮЗ: «АКТЁР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТНЫМ»

ГАТЧИНСКИЙ ТЮЗ: «АКТЁР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТНЫМ»

Всемирный день театра – это настоящий праздник не только для многочисленных работников театра, но и театралов, для которых сцена стала настоящим центром священнодействия.
Почему многие из нас так любят театр? Может быть, потому, что там мы встречаемся с настоящим чудом? Даже взрослые не могут этого отрицать, а что уж тогда говорить о маленьких?

В преддверии праздника лицедеев и добрых волшебников мы решились заглянуть за кулисы театра, который очень любят юные гатчинцы. Гатчинский Театр юного зрителя, который играет свои спектакли на сцене Центра творчества юных, – это всегда полный зал, в котором на один и тот же спектакль собираются дети самых разных возрастов – от полутора и до…

О том, как удается «объять необъятное» или, другими словами, как работает самое главное театральное «волшебство», нам рассказали главный режиссер гатчинского ТЮЗа Елена Котельникова и администратор театра Виктория Александрова.

«Любите ли вы театр так, как люблю его я?»

Елена Котельникова руководит гатчинским ТЮЗом полтора года. За ее плечами – почти 30-летний опыт работы на лучших театральных площадках Санкт-Петербурга и Ленобласти, в число которых входит Ленинградский областной ТЮЗ и Театр сатиры на Васильевском острове. Гатчинские театралы ее знают давно – в свое время она была режиссером-постановщиком театра «Встречи».

– Елена Николаевна, банальный вопрос: что для вас значит театр?

– Говорят, что у каждого режиссера свой театр. Для меня театр – это все. Это вся моя жизнь, моя работа, это мои связи и что- то очень личное…

– В чем специфика детского театра?

– Наша задача – вызвать у зрителей положительные эмоции. Именно посредством эмоций возможно некое преломление реальности и восприятие ее через сценическое действо. Мы не объясняем детям напрямую, что такое хорошо, и что такое плохо. Мы показываем это через музыку, движение, общую атмосферу спектакля, и дети нас прекрасно понимают.

Как режиссеру, мне ближе всего идея классического театра. Мне не нравится модное сейчас увлечение разного рода модерном: дети не должны весь спектакль угадывать – кто здесь Дюймовочка, а кто Красная Шапочка.

Театр, особенно детский, – это большая ответственность. Первое впечатление для ребенка самое важное, и неудачный спектакль может на всю жизнь отбить любовь к театру. Такое, увы, бывает часто…

В наш театр ходят очень маленькие дети. Я столько лет за ними наблюдаю… Они не всегда понимают и чувствуют драматургию пьесы, зато очень чувствуют происходящее на сцене эмоционально. Вот сегодня в конце спектакля на сцене заплакала Принцесса, и в зале стало очень тихо…

– Как вы подбираете пьесу? Сложно ли найти интересный материал?

– К сожалению, в детской драматургии хорошие пьесы – большая редкость. В основном я всегда обращаюсь к классическому репертуару. Сама переделываю и переписываю сценарий, иногда что-то меняю в процессе репетиций. Для меня важно не сломать исходную структуру произведения, учитывая, в то же время, современную ситуацию.

– Есть ли у вас любимый спектакль?

— Сложно сказать… Когда выпускаешь спектакли, они все любимые. На данном этапе из всего, что мы делали, больше всего мне нравится «Муха-Цокотуха». Его прекрасно «работали» актеры, и он несет в себе замечательные положительные эмоции. «Муха- Цокотуха» поставлена не так давно, и она только набирает свою силу, как спектакль…

– На какой возраст рассчитан ваш репертуар?

– У нас нет строгого возрастного ценза хотя бы потому, что дети по-разному подготовлены к восприятию театра. Во многом это зависит от того, как с ними занимаются дома. Бывает так, что и полуторагодовалый ребенок смотрит наш спектакль с широко раскрытыми глазами. А бывает, что детские постановки с удовольствием смотрят двенадцатилетние.

Вообще, наши спектакли предназначены для семейного просмотра, то есть наша цель делать их интересными для всех – для детей и взрослых.

– И у вас это получается. Но как вам это удается?

– На репетиции я говорю актерам: учтите, что помимо детей в зале сидят взрослые. В каждом спектакле несколько смысловых пластов, которые нужно проработать. Я прошу актеров, чтобы они работали над ролью, включая все, что заложил в нее автор, весь ее скрытый подтекст. А такой подтекст есть почти у всех авторов. Например, у того же Чуковского в «Мухе-Цокотухе» компания насекомых – это образ светского общества, и если вдуматься, взаимоотношения там совершенно взрослые.

В этом смысле нет разницы – детский это или взрослый спектакль. Для создания такой «универсальности» используются разные приемы. Маленькие понимают больше с помощью музыки и движений, дети постарше – вникая в слова. И то, и другое есть в спектакле.

За кулисами

В труппе гатчинского ТЮЗа сейчас одиннадцать актеров из Гатчины и Санкт-Петербурга. Среди них есть как совсем молодые, так и те, кто работает в театре с самого его основания. Ставить спектакли помогают исключительно профессионалы – художники, портные, композиторы. «Постановка – это очень сложный процесс, – говорит Елена Котельникова. – Каждый раз нужно придумывать что-то новое, чтобы детям было интересно. Большое значение имеют спецэффекты спектакля: музыка, сценография, хореография».

– Какими качествами должен обладать актер, чтобы ребенку было интересно?

– Актер должен быть, в первую очередь, профессионалом. Многое зависит от режиссера, который понимает, что ставит спектакль для детской аудитории. И актер понимает задачу, которую ему поставили. Очень важно играть честно, без лицемерия и сюсюканья. Нельзя вестись на эмоции зала, причем взрослой аудитории это тоже касается. Один и тот же спектакль, сыгранный дважды за день, может по-разному восприниматься собравшейся в зале публикой. Выходя на сцену, каждый актер чувствует: «Сегодня мой зал». Или нет…

Наши актеры постоянно учатся. В феврале в ТЮЗе прошел мастер-класс по гриму для актеров, который проводил гример из Молодежного театра на Фонтанке. 25 марта мы примем участие в театральном фестивале «Адмиралтейская звезда» – повезем в Санкт-Петербург «Муху-Цокотуху». Надеемся принять участие в мастер-классах по сценическому ремеслу, которые будут проводиться на фестивале.

– Как обычно проходит работа над спектаклем?

– Задолго до того, как приступить к репетициям, я работаю с художниками и композитором. Только когда готовы эскизы и музыка, мы приступаем к читке – у актеров уже должно быть что-то, что зацепило бы их. Должна быть какая-то атмосфера…

Очень важно, чтобы актеру было интересно играть. Он должен полюбить эту пьесу, и это уже задача режиссера. Вот сейчас мы готовим новый спектакль «По щучьему велению». Актеры сейчас «отпущены», то есть, находятся на такой стадии работы, когда можно размышлять над своей ролью, подробно разбирать ее нюансы, придумывать что-то свое. Полная свобода импровизации…

А серьезная работа с режиссером начнется уже на следующем этапе с учетом наработок актеров.

2014-й: начало положено, и оно хорошее

В новый 2014 год гатчинский ТЮЗ вошел эффектно – с замечательно яркой постановкой зимней сказки «Белый колдун». Как говорит администратор театра Виктория Александрова, и вся новогодняя кампания в целом прошла очень удачно – свои спектакли театр вывозил в Санкт- Петербург, Выборг, другие города Ленинградской области. Ярко отгуляли и широкую Масленицу.

- Виктория Николаевна, чем порадуете нас в ближайшем будущем?

– В этом году мы уже приступили к реставрации двух наших спектаклей – «Сказки о страшном Драконе» и «Заяц Вырвихвост». Сейчас полным ходом идет обновление декораций и костюмов. Надеемся в скором времени порадовать наших зрителей. О самом главном событии мы уже говорили – напомним, премьера сказки «По щучьему велению» состоится 27 апреля. Всех приглашаем на наш новый спектакль!

– Какой, по-вашему, зритель ТЮЗа-2014?

– Зритель изменился в лучшую сторону! Это проявляется хотя бы в том, что сейчас на каждый спектакль дети приносят цветы и ждут не дождутся, когда их можно будет вручить. А после спектакля «Зоки и Бада», героями которого являются неисправимые сладкоежки, к цветам добавляются еще и шоколадки. И чтобы доставить удовольствие малышне, веселые зоки их тут же распечатывают и съедают…

– В последнее время много говорят о кризисе театра. Можно ли это отнести к ТЮЗу?

– Ни в коем случае! Несмотря на технические и финансовые трудности, мы работаем и развиваемся. Мы часто бываем на гастролях: в гости нас ждут очень многие и здесь, и за границей. В этом году повезем наши спектакли на Крит и в Финляндию.

Мы очень благодарны всем, кто принимал и принимает участие в деятельности нашего театра. Я хочу сказать спасибо нашим спонсорам и депутатам, а также администрации города Гатчины, которая выделяет средства для создания и обновления наших спектаклей. И, конечно же, мы благодарим наших зрителей за внимание, которое они оказывают нам, приходя на наши постановки. С Днем театра вас всех!

Юлия ЛЫСАНЮК