Нью-Йоркский марафон: жизнь без границ

В ноябре 2014 года состоялся 44-й международный Нью-Йоркский марафон – событие, без всякого преувеличения, грандиозное, как по замыслу, так и по зрелищности. В нем участвовало более 50 тысяч бегунов из ста стран мира, среди которых значительную часть составляют и люди с различными видами инвалидности.

Движение – это жизнь

Дмитрий Павлов – уроженец Гатчины, спортом занимается со школьной скамьи. После окончания школы-интерната устроился на работу в Гатчинское учебно-производственное предприятие ВОС. Параллельно заканчивал факультет адаптивной физкультуры Петербургского института им. Лесгафта. Сейчас Дмитрий Павлов работает в Петербурге. Он является координатором Санкт-Петербургского филиала всемирно известного американского клуба инвалидного спорта «Ахиллес трек клаб» («Achilles Track Club»). Ежегодно лучшие спортсмены клуба участвуют в Нью-Йоркском международном марафоне, прекрасно там себя зарекомендовав.

— Дмитрий, расскажите, пожалуйста, что для вас значит спорт?

— Я считаю, что главное в нашей жизни – это здоровье. Все можно купить, только здоровье не продается. А спорт – лучший способ поддержать и укрепить его. Полностью согласен со знаменитыми фразами «Бег ради жизни», «Движение – это жизнь».

Легкая атлетика – главное мое увлечение. Бегать очень люблю – лишь бы на улице не было мокро и скользко. Для тех, кто плохо видит, это может быть попросту опасным. В некоторых случаях выручают так называемые «лидеры» — люди, готовые пожертвовать своим временем для сопровождения слабовидящих спортсменов. Но, к сожалению, таких людей у нас не хватает.

— А большой спорт? С чего он начался?

— В серьезный спорт меня привела участница Паралимпийских игр 1988 года, чемпионка Европы 1989 года в эстафете по лыжным гонкам в Норвегии, Тамара Александровна Олиниченко. Она пригласила меня поучаствовать в кроссе осенью 1994 года – с тех пор бываю на соревнованиях регулярно.

— Какие из них были самыми значимыми для вас?

— Стараюсь не пропускать ни одного значимого соревнования – получается около тридцати таких соревнований в год.

Всего я принимал участие в тридцати шести марафонах разного уровня. Среди них – «Белые ночи», марафон в Хельсинки, Москве, Омске. Также мне довелось быть факелоносцем эстафеты олимпийского огня «Сочи 2014» практически на границе Санкт-Петербурга – я передавал факел городу.

Конечно же, большим событием для меня стал Нью-Йоркский марафон. Кстати, в этом году я участвовал в нем уже во второй раз. В первый раз это было в 2000 году…

Осенний марафон

Ежегодный Международный Нью-Йоркский марафон был организован ассоциацией бегунов Нью-Йорка и впервые прошел в 1970 году. По традиции он проводится в первое воскресенье ноября, и для этого перекрывают практически весь огромный город. Для тех, кто стал его участником или зрителем, марафон навсегда остается событием незабываемым. Трасса марафона длиной в 42 километра 195 метров проходит через пять районов Нью-Йорка и пять городских мостов.

Старт начинается перед самым длинным из них – двухкилометровым Веризано бридж, который соединяет Стейтен-Айленд с Бруклином. Трассу эту нельзя назвать простой в силу ее насыщенности подъемами и спусками.

— Дмитрий, расскажите, пожалуйста, об организационной стороне этого марафона. Как вас встретили? Кто сопровождал?

— Организация этого события – выше всяких похвал! Вообще, отношение к людям с ограниченными возможностями в Америке на очень высоком уровне. Практически всю финансовую сторону взяли на себя американцы. Участие в марафоне, проживание, экскурсии, сопровождение – все это организовал «Ахиллес трек клаб». Нам оставалось только купить билеты.

Нью-Йоркский марафон – это большой праздник, который длится целых пять дней, из которых только один – день забега. Все остальное время мы знакомились друг с другом и с «лидерами», искали общий язык, адаптировались. И в этом нам очень помогла принимающая сторона. Кого-то из нас нужно было вести за руку, кого-то везти на коляске.

Кстати, английского языка не знал никто из нас, но это нам совершенно не мешало общаться. Объяснялись через переводчиков, а чуть позже к нам присоединились и русскоговорящие американцы.

Спортсменов с ограниченными возможностями обязательно сопровождают команды волонтеров. С нашей группой были четыре таких добровольных помощника. Один из них – американец русского происхождения Денис Михайлов.

— Как проходил сам марафон?

— Прохождение старта заняло около 20 минут. Инвалидов на марафоне было около четырехсот человек, и нам пришлось ждать, пока все не отбегут вперед. Первые два километра пришлось буквально идти, так как не было места для бега. Представьте себе двухкилометровый мост, четыре полосы движения, полностью занятые бегунами… Нашим «лидерам» поначалу пришлось расчищать нам путь среди тесной толпы. Кроме того, на всем пути они помогали нам с едой и напитками, направляли во время поворотов.

Вдоль трассы, на протяжении всех 42 с лишним километров нас встречали болельщики: жители и гости Нью-Йорка. Они хлопали, кричали, пели песни, танцевали, угощали водой, сладостями, фруктами. К финишу их становилось все больше, и они на самом деле здорово поддерживали нас.

Главное – начать

Дмитрий уверен: марафон – это такая вещь, которую нельзя постичь, не поучаствовав в этом лично. Только кажется, что это сложно. Важно, чтобы было желание, некий толчок. Главное – начать, затем можно постепенно «повышать градус», ставя перед собой цель пробежать первые 30 километров.

— Что для вас значит этот марафон, участие в нем?

— Сам по себе марафон – очень серьезное испытание для человека. Он воспитывает силу воли, нежелание сдаваться, учит любое дело доводить до конца. Для нас главное было – пробежать без происшествий и получить удовольствие от процесса.

Марафон дает о себе знать на 35 километре. После этого с бегуном случается что-то вроде ломки – кто-то сходит с дистанции, кто-то садится на землю. Организму уже не хватает углеводов, глюкозы, и может наступить истощение. Дальше ты двигаешься уже на одних эмоциях. Если твоя цель – дойти до финиша, ты побежишь дальше. Сам себя стимулируешь, ругаешь, уговариваешь…

Вдоль всего пути марафона – палатки с напитками и едой. Можно что-то взять, но только на ходу – останавливаться нельзя, иначе потеряешь темп, и все придется начинать заново. После 35-го километра можно расслабиться или прибавить. Иногда открывается второе дыхание. Так у меня было после 33-го километра. Почувствовав это, включил полную скорость…

На последних километрах вместо того, чтобы ускориться, мы решили немного замедлиться. Спокойно пробежались по парку, пообщались со зрителями. В итоге показали результат чуть выше стандартного, но марафоном остались очень довольны.

— Ваша семья поддерживает вас в таком серьезном увлечении спортом?

— Конечно! Моя жена Юлия – самая преданная моя болельщица. Правда, привлечь к спорту мне ее пока не удается. Вообще, привычка быть здоровым должна воспитываться с детства. Наш старший сын, Егор, занимается легкой атлетикой, участвует в соревнованиях. Дочь София пока еще очень мала, но тоже уже тянется за старшим.

К сожалению, в нашем клубе спортсменов становится все меньше. Наши молодые люди уделяют мало времени спорту, часто замыкаясь в себе. Боятся показать, что в чем-то ущербны. У большинства здоровых людей существует множество недостатков, и что же? Получается, всем нужно сидеть взаперти? Я говорю им: воспринимайте ваш недостаток как ваше достоинство, преодолевайте себя, и все будет хорошо…

— Дмитрий, спасибо вам огромное за интервью. Успехов вам и новых побед в дальнейшем!

Беседовала Юлия ЛЫСАНЮК