Жажда творчества

В выставочном зале Центра творчества юных открылась юбилейная выставка руководителя мтудии ручного ткачества «Наденька» Антонины Николаевны Солодкой.

В состав детских творческих коллективов ЦТЮ эта студия вошла в 2001 году. С тех пор, открывая ребятам мир художественного творчества, Антонина Николаевна учит их многим премудростям древнего ремесла – создавать эскизы, ткать, работать с цветом и орнаментами.

— Ткачество – это достаточно длительный процесс, – говорит она, – поэтому наряду с ним, мы занимаемся с детьми также текстильной пластикой и войлоком. Ведь детям постоянно хочется осваивать что-то новое. У нас хорошо пошла и обмотка нитью картона, и ткачество нитью на доске с трубочками, к примеру, для «феничек» на ручку ребенка. Из войлока делаем «Ангелочков» и «Мышек» и хотим приняться за «Котиков». Освоили «мокрое» и «сухое» валяние. В перспективе – будем учиться создавать набойки на ткани акриловыми красками.

Из выступлений гостей на открытии юбилейной выставки стало понятно, что Антонина Николаевна – педагог-новатор своего дела. Она щедро делится с детьми своим богатым опытом, а главное, учит их пониманию различных материалов, с которыми приходится работать в процессе декоративно-прикладного творчества. Немудрено, что экспозиция её юбилейной выставки создана рукою большого мастера, настоящего профессионального дизайнера интерьера.
В центре небольшого зала нас встречает изысканная композиция из мотков пряжи, которыми ткут гобелены, и больших дамских шляп из хлопка. От самих гобеленов, заключенных в рамки, веет живописной свежестью, а от женских нарядов, созданных в технике модульного ткачества, какой-то «надмирной красотой», настолько они элегантны и художественно совершенны. Можно не сомневаться, что их создательница ещё не раз удивит публику своим искусством.

Но вот что интересно. Антонина Николаевна – человек очень скромный и никогда не афишировавший свои дела и успехи. А между тем, она была непосредственным участником создания Гатчинского Товарищества художников в 1975 году, где отвечала за декоративно-прикладной отдел. С 1996 года она принимает участие во многих петербургских выставках: в Музее Этнографии, Малом оперном театре, Союзе художников, Музее хлеба, в зале Смольного собора, на ярмарках «Российский фермер» и «Агрорусь». На российском кинофестивале «Литература и кино» победителям кинофорума не один раз дарили созданные ею гобелены. Среди её наград — Гран-при за коллекцию одежды «Ночной витраж» на II Российском лоскутном фестивале, проходившем в Смольном соборе. Она была удостоена чести открывать своей авторской коллекцией российский фестиваль «Лоскутный стиль» в Санкт-Петербурге, демонстрировать модели одежды на Международном фестивале в Перми.

Где и когда приобретала свой опыт гатчинская мастерица, произведения которой приводят в восторг многих посетителей юбилейной выставки?

Всё началось ещё в Ленинградской художественной школе, где она училась у Георгия Николаевича Антонова — ученика знаменитого театрального художника тех лет Николая Акимова. Замечательных педагогов встретила она, и поступив на декоративно-прикладное отделение Художественного училища им. Н. Рериха. Один преподаватель научил, как правильно делать наброски рисунка, другой – открыл мир промышленной графики, раскрыв красоту шрифтов и книжного оформления. Известная ленинградская мастерица гобеленов М.Б. Ганько научила её создавать объёмные бумажные композиции, придумывать модуль к задуманной работе.

В Гатчине, трудясь в отделе главного архитектора НПО «Прометей», ей приходилось заниматься созданием интерьеров в апартаментах для гостей. Она разрабатывала эскизы светильников, мебели, витража «Гатчинский дворец».

Творческий интерес к ткачеству у Антонины Николаевны проявился в 1975 году. «Мне очень хотелось работать руками», – вспоминает она. По юбилейной выставке заметно, что в технике ткачества её особенно привлекает создание станковых декоративных картин. Они у неё несут в себе и теплоту гобеленовой пряжи, и благородное изящество рисунка, и смелое отношение к цвету.

Создавать модели одежды мастерица начала в тяжелые 90-е годы. Тогда в магазине Ленинградского Союза художников их быстро раскупали. Свою первую большую работу модельного плана «Золотая коллекция» она готовила для коллектива Людмилы Михайловны Ивановой, который ныне называется «Катюша». Много полезного и нового художница открыла для себя, благодаря сотрудничеству с уникальной петербургской мастерицей лоскутного шитья Н.А. Талавирой.

К своему сегодняшнему «коньку» – модульному ткачеству по льну – Антонина Николаевна пришла в 2001 году. И вскоре её изделия получили признание на многих конкурсах как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области в номинации «Лучшее изделие декоративно-прикладного искусства».

В этой художнице-мастерице покоряет не только творческая жажда «новых форм» в декоративно-прикладном искусстве, но и её великое трудолюбие. О чём наглядно свидетельствует открывшаяся выставка.

Выставка продлится до 10 февраля.

Зинаида СКОРНЯКОВА