Вежливые люди из ДНД

К людям в серо-синем камуфляже с аббревиатурой ДНД в Гатчине уже привыкли. Они присутствуют практически на каждом городском мероприятии, принимают участие в больших культурных событиях, помогая полиции поддерживать порядок. Встречаются они на наших улицах и в вечернее время, передвигаясь собственной небольшой группой или в составе полицейского патруля.

О том, что скрывается за этой знакомой каждому советскому человеку аббревиатурой сейчас, мы поговорили с командиром гатчинской добровольной народной дружины Олегом Семеновым. По его словам, современные дружинники не только вспомнили старое, но и переосмыслили его, исключив из новой концепции дружины элементы дивидендов любого характера, кроме морального.

Как встретились две инициативы

Гатчинская добровольная народная дружина еще очень молода – она существует с начала 2013 года. Любопытно, что движение ДНД в Гатчине возникло на стыке двух почти одновременно возникших инициатив – со стороны городского депутатского корпуса и со стороны неравнодушных граждан, которые хотели на законных основаниях поддерживать порядок в городе.

Как рассказал нам Олег Семенов, в 2011 году депутаты подписали положение, на основании которого в городе должна была быть создана народная дружина. Для городских активистов это оказалось приятным сюрпризом – до этого самостоятельные попытки объединиться были малоуспешными, хотя в Гатчине уже сложилось несколько общностей, представителей которых беспокоила обстановка в городе.

– Олег, как вам удалось найти общий язык с городскими властями?

– С властями мы нашли общие цели. Несмотря на то, что у каждого из тех, кто пришел в дружину, изначально была своя мотивация, гораздо больше у нас оказалось общего – того, что всех нас в итоге и объединило. Прежде всего, нас беспокоила обстановка в Гатчине по вечерам, тревога по поводу распития спиртного, шум, крики и безобразия в наших дворах. Особенно страдали детские площадки, и с этим нельзя было ничего поделать. Мы пытались делать замечания в индивидуальном порядке, но это не меняло общей картины. Не сговариваясь, мы поняли, что действовать в команде эффективнее. Следующим шагом было знакомство с представителями администрации города — мы узнали, какие у них цели, рассказали о своих. Тогда нас очень выручило то, что среди основателей ДНД оказался человек, имеющий опыт общения с администрацией и обладающий огромной энергией, – Елена Ч. Благодаря ее усилиям, наше движение не закончилось на уровне идей и обсуждений, а начало развиваться.

В апреле 2014 года Государственная Дума приняла федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который регламентировал работу добровольной народной дружины. Этот закон уже вступил в силу, и в ноябре 2014 года мы приступили к реорганизации, чтобы ему соответствовать. Данный процесс с нашей стороны курировал Александр Панкрашов – его успешная работа, подкрепленная помощью со стороны всего актива дружины, привела к тому, что в декабре 2014 года мы создали, как того требовал закон, общественную организацию, и уже в январе 2015 года нас внесли в новый региональный реестр дружин.

– Использовали ли вы в своем движении опыт советских дружин?

– Движение ДНД в Советском Союзе было невероятно мощным, но в эпоху перестройки все это вдруг рухнуло. Мы задумались, почему так вышло (движение-то было хорошим), проанализировали причины распада. Известно, что деятельность старой организации происходила по принципу кнута и пряника: «кнутом» была обязаловка, вплоть до выговора в случае отказа от дежурств, а «пряником» – возможность отгулов и разного рода льготы для дружинников. Исчезла материальная мотивация – перестало существовать и само движение.

– Как вам удалось преодолеть это противоречие? Что послужило мотивацией для вас?

– Во-первых, это была наша инициатива, движение, которое началось изнутри, «из народа». Это было исключительно наше внутреннее желание, и нас не нужно было заставлять и мотивировать. Деятельность нашей дружины в своей основе лишена каких-либо материальных стимулов. Люди приходят к нам ради идеи и прекрасно понимают, что их труд и время не будут оплачены. Здесь вознаграждение больше моральное. С другой стороны, когда администрация поняла, что мы пришли надолго, увидела реальную нашу работу, был выделен целевой бюджет на наши нужды – рации, форму и прочее. Появилась возможность один-два раза в год выделять дружинникам небольшие премии за активное участие. Также было предоставлено помещение для штаба дружины. Все это очень помогло нам в развитии.

Во-вторых, мы ни в коем случае не хотели делать акцент только на патрулировании. Изначально (и, наверное, до сих пор) добровольная дружина в глазах людей – это люди с красными повязками, которые ходят с полицией и струнят дебоширов, пресекая какие-то правонарушения. На самом деле, современная дружина – это многопрофильная организация, в которой можно и самому реализоваться и людям помочь. Мы переосмыслили концепцию ДНД, решив применить к ней системный подход. Мы поняли, что если существуют какие-то запреты, то, чтобы преодолеть вредные для здоровья поведенческие практики, людям должна быть предложена альтернатива, иначе выходит несправедливо. Иными словами, если мы говорим человеку, что здесь пить нельзя, то мы должны предложить ему что-то вместо этого.

Вежливость как признак сдержанной силы

В основе деятельности любой добровольной народной дружины лежит тесное взаимодействие с полицейскими структурами. Работа с полицией у гатчинских дружинников строится в двух форматах – это совместное патрулирование и обходы.

– С чего началась ваша деятельность как дружинников?

– Мы начали нашу работу с совместного патрулирования с патрульно-постовой службой полиции (ППСП). Позднее добавился еще один формат – вечерние обходы, уже без полиции, самостоятельно.

– Как обычно происходит совместное патрулирование?

– В совместном с ППСП патрулировании обычно принимают участие минимум два дружинника. Все это тщательно фиксируется в журналах – сначала в нашем штабе, затем в полиции. После этого ребята садятся в экипаж, который осуществляет патруль в данный момент, и едут с полицейскими по их маршрутам. Также существует формат пешего патрулирования с ППСП.

У полицейских мы научились очень многому. Во-первых, мы узнали, как это вообще бывает. Поездив и походив с ними, мы поняли, что наша полиция не просто работает, а работает так, что большинство обычных граждан вряд ли согласились бы на такую работу. Им каждый день приходится общаться с преступниками, наркоманами, бомжами, держать все это под контролем, работать с этим. При этом мы учились у них вежливости и тактичности по отношению даже к нарушителям порядка.

– А что собой представляют обходы? Какова их цель?

– Обходы мы начали делать, когда нас стало больше – примерно, с ноября 2013 года. Выходим на них без полиции. Официально такой метод называется сбором информации, однако помимо этого есть и другая цель – информирование или просвещение населения в том, что касается законодательства. Изначально речь шла о двух актуальных законах – о запрете на курение и распитие спиртных напитков в неположенных местах.

Сначала мы просто рассказывали потенциальным правонарушителям об этих законах, потом решили напечатать листовки с выдержками из статей, чтобы раздавать их. Самое интересное, что со временем количество таких граждан – потенциальных нарушителей – уменьшилось.

Побочная, но не менее важная сторона таких дежурств – обнаружение и спасение людей в холодное время года, причем речь, как правило, не идет о лицах без определенного места жительства. Довольно часто бывает так, что в неприятную ситуацию попадают обыкновенные люди – то ли не рассчитали свои силы на вечеринке, то ли побили их, то ли с сердцем что-то случилось. Не дошли до дома, потеряли сознание, упали в сугроб… В таких случаях мы либо вызываем скорую помощь, либо отводим человека домой.

– Приходилось ли сталкиваться с проявлениями агрессии по отношению к вам?

– Слава богу, практически нет. У нас есть внутренний регламент – применение силы как инструмента воздействия на людей стоит для нас на самом последнем месте. Для нас первый инструмент такого воздействия – это слово: беседа, убеждение, вежливость. Мы никогда не переходим на личности, даже если человек пьяный и нас невольно оскорбляет. Мы всегда обращаемся к людям на «вы», даже если речь идет о детях.

Изначально мы предлагаем людям несколько вариантов – уйти с детской площадки или отказаться сделать это, но тогда мы оставляем за собой право вызвать полицию, которая с нами постоянно на связи. К счастью, таких случаев у нас крайне мало.

– Есть ли у вас какая-то показательная статистика по правонарушениям?

– Конечно. В конце 2014 года мы насчитали около 600 выявленных и предотвращенных административных правонарушений. И это исключительно без кулаков и вмешательства сил полиции, только с помощью убеждения. То есть, шестьсот компаний молодых и не очень молодых людей согласились добровольно прекратить пить и курить там, где это не положено…

– Как часто вам приходится делать обходы?

– Поскольку обходы проводятся на добровольной основе, люди приходят так часто, как им это удобно – но не реже одного раза в два месяца. График выхода у нас гибкий. Мы подстраиваемся под время года, смотрим на статистику и сдвигаем время патрулирования на часы, когда правонарушений больше. Но общее количество выходов, маршруты и планы обходов утверждаются с полицией. Число групп обхода зависит от количества пришедших людей. Обычно приходят от 4 до 12 человек, на городские мероприятия мы собираем 15–20 дружинников. Всего же наш патрульный отдел сейчас насчитывает около 50 человек.

– Есть ли у вас еще какие-то формы взаимодействия с полицией?

– Да, у нас есть еще один формат работы – рейды, связанные с нелегальными мигрантами. Они бывают редко и только совместно с полицией и УФМС.

Отдельной строкой идут городские праздники. В прошлом году их в Гатчине было много, особенно летом.

Как нам рассказал командир гатчинской дружины, для реализации альтернативного подхода в ней практически сразу возникло несколько важных направлений, каждое из которых занялось своей деятельностью. Основной целью, помимо патрулирования и обходов, изначально стали профилактика правонарушений, информирование и работа с детьми, спортивный сектор. Каждое из этих подразделений работало над своими задачами, но все были объединены одной целью. Для новоиспеченных дружинников крайне важно было предложить альтернативу детям и подросткам, рассказать им о здоровом образе жизни, поддержать патриотические настроения, если они есть, дать площадку для общения.

– Расскажите, пожалуйста, об этой стороне вашей деятельности.

– Наша дружина изначально задумывалась как площад- ка для добрых дел. У нас есть Дискуссионный клуб для детей и подростков, где мы обсуждаем все вопросы, актуальные для них. С одной стороны, ребята учатся разговаривать – искусство риторики всегда пригодится в жизни, с другой, они имеют возможность обсудить свои проблемы и воззрения, найти единомышленников.

Еще в 2013 году мы разработали целую программу, которая называлась «Лето в движении». Каждый день недели был связан с определенной физической активностью – турники, волейбол, футбол, пробежки по парку. В прошлом году мы решили продолжать бегать и зимой – собираемся в определенный день и делаем пробежки по парку. Принять участие в этих пробежках может любой, вне зависимости от подготовки.

Для дошкольников начал свою работу проект «Окно в добрый мир». Его цель – формирование морально-нравственных качеств ребенка, развитие связной речи, умение работать в команде, расширение кругозора.

По форме – это цикл интерактивных занятий для детей 5–7 лет, где на примере простых, доступных русских и зарубежных сказок и рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их поступками, оценивают их.

Также одним из наших действующих проектов является военно-патриотическая игра «Зарница», этапы которой с этого года проходят уже на регулярной основе, в содружестве с ВПК «Отчий край» и Комитетом по спорту. В этом году в игре принимают участие одиннадцать школ из Гатчины и района. И есть очень интересные планы на развитие проекта.

– Как попасть к вам в дружину, и кого вы в ней хотели бы видеть?

– Патруль у нас – как основа, фундамент нашей деятельности, и в первую очередь нам очень нужны люди, которые могут принять участие в нем или в обходах. Но мы также ждем и воспитателей, и педагогов, и детских тренеров, и людей творческих профессий – одним словом, всех тех, кто хочет что-то сделать для своего города. Мы будем рады тем, у кого есть свой собственный проект, есть силы и желание заняться чем-то полезным. Мы всегда готовы пойти навстречу таким людям и обязательно поддержим полезные начинания.

Найти нас очень просто. Можно прийти непосредственно в наш штаб, расположенный на улице Красной, дом 6 (по вторникам и пятницам с 18.00 до 19.00), связаться с нами по телефону (8 966 757 90 77) или через наш сайт: www.dnd-gatchina.org. Кстати, на этом сайте можно не только ознакомиться с нашей работой и заполнить форму-заявление о своем желании стать членом дружины, но и подать заявку о том или ином эксцессе в вашем дворе или районе. Также читать наши новости и оставлять отзывы можно в нашей группе ВКонтакте (vk.com/gtn_dnd).

Если вы хотите помочь городу, если вы активны и порядочны – тогда присоединяйтесь к нашей дружной команде! Вместе мы сможем больше!