В поисках затерянных миров чтения

Встречу, которая прошла в Вырицкой детской библиотеке 20 марта, обычной не назовешь. Школьники 7-9-х классов Вырицкой школы №1 стали участниками абсолютно нового, масштабного исследования на тему «Антропология семейного чтения», инициированного Пушкинским домом.

«Антропология детского чтения» – это совместная научная программа Института русской литературы (Пушкинский дом), Ленинградской областной детской библиотеки и лидирующих в этой сети библиотек, к которым относится и Вырицкая детская библиотека. О сути этого проекта рассказал профессор ЦИДЛ Валентин Головин, запустивший его в Вырице. По его словам, это исследование серьезно отличается от всех программ исследования проблем чтения, которые проводились ранее.

«Это достаточно серьезный проект, который строится по антропологическим методикам, – говорит Валентин Головин. – Подобная встреча прошла уже в Сланцевской детской библиотеке. Теперь мы начинаем этот проект в Вырице, в одной из самых приятных библиотек, у которой очень хорошая репутация, потому что здесь уже 20 лет проходят «Летние дни детской литературы». Здесь существует детская читательская мода, что очень важно, здесь классные школьники и не стесняющиеся родители».

По словам профессора, этот проект изучает не только и не столько круг детского чтения, сколько самые различные формы бытования книги в семье. Как к книге относятся в семье, как она встроена в нашу жизнь? Интересны и другие формы ее использования, помимо чтения, например, в качестве подставки под горячее или материала для мультика. Почему бы и нет?! В рамках исследования с детьми ведется разговор о том, как книга хранится, как о ней говорят в семье, включая сплетни о писателях, тексте и прочем. В итоге вычисляются так называемые прецедентные тексты, то есть те книжные цитаты, которые бытуют в современной семье, и которые мы используем в повседневной речи. Важен для исследователей и вопрос, как дети (и не только дети) играют, какие сюжеты они выстраивают после прочтения книги.

Важный момент, на котором настаивают ученые, – не допускать оценочных суждений. «Мы изучаем всю ситуацию с момента презентации книги в семье, отказываясь от предварительного впечатления о ней, – объясняет Валентин Головин. – У нас нет понятия оценки, мы не делим книги на хорошие или плохие».

«Диалоги о жизни, книге, любви и не любви к чтению» – так назвали эту встречу в Вырицкой детской библиотеке ее организаторы. В этот день сюда пришли ребята разных возрастов – от 13 до 16 лет.

«Сегодня мы будем говорить о том, что интересно и вам, и мне», так начал встречу со школьниками Валентин Головин. Поначалу немного стеснялись, потом разошлись, стали воссоздавать самые тонкие моменты своего переживания чтения. Наводящие вопросы исследования были совершенно далеки от формальности. Ребята рассказывали о том, заставляли ли их читать в детстве, какие книги рекомендовали взрослые, о традиции дарения книг и самой ценной книге в семье, где больше всего нравится читать, и как чтение выстраивает повседневную жизнь.

«Настороженность первого момента сменилась радостью открытия себя в чтении, – делится своими впечатлениями директор Вырицкой детской библиотеки Татьяна Кирсанова. – Вот так читаешь и никогда не задумываешься о том, почему ту или иную книгу предпочтительнее читать на чердаке, в гараже, на речке или просто на диване. Оказывается, есть определенное время для чтения: «вечером на улице, когда никто не мешает», «под одеялом с фонариком». Дети вспоминали о «Записках о Шерлоке Холмсе», как о настольной книге в семье, о справочной литературе, которой пользовались деды и прадеды, делились внутренними переживаниями вместе с героями книг. Так детская библиотека со своими читателями «включилась» в долгосрочный проект Пушкинского дома «Антропология семейного чтения».

Сами исследователи, высоко оценив ход рассуждений испытуемых, тут же пустили в дело полученную в ходе встречи информацию.

«Первое, что мы сделали с Валентином Головиным – «побежали» по Интернету в поисках книг, которые называли наши собеседники, – говорит главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки и ведущая встречи Людмила Степанова. – Среди потока известных имен и названий – множество новых. Это про них подростки говорили: «В любое время могу читать! Больше пяти раз! Еще больше…». Надо быть стремительным, чтобы обладать с ними общим читательским «кодом». Они опережают нас в чтении. Уместно восклицание 15-летней барышни цитатой из «Часодеев»: «Время на нашей стороне!».

Мы ведем диалоги с единомышленниками. Вместе с детьми, учителями, библиотекарями, родителями открываем затерянные миры чтения. Вынимаем из-под обломков забытую цивилизацию. Мы обнаруживаем прекрасные, тайные и явные способы тонкой, искренней жизни читателей и книги. Заветы прабабушек и прадедушек: «Название стертое», «Книга без начала и конца», «1956 год. Фантастика с боевиком». Подросток вызывающе утверждает: «Не читаю!» и… с удовольствием присоединяется к признаниям: «свежий воздух» и «запах пыли», «в свете фонарика от телефона», «голова с книгой под подушкой», «под столом», «под одеялом», «как мозгу приспичит…».

Такие вот наши дети, и знаем мы их явно не до конца, приписывая им инертность мышления и резко расходящиеся с нашими интересы.

Одна из целей программы Пушкинского дома – изучать проблемы, а не создавать мифы. К ним относится, например, и классический современный миф о том, что дети не читают.

«Большей ерунды и сказать нельзя! – уверен профессор Головин. – Другое дело, что они не читают то, что читали мы, и вот об этом-то как раз можно поговорить. Если раньше дети читали одно и то же, с небольшим добавлением новых книг примерно на 10%, то сейчас читают литературу, на 80% отличающуюся от нашего круга чтения. Конечно, здесь есть очень серьезные общественно-социальные проблемы, но всегда лучше знать правду, чем сотворять мифы».

По словам Валентина Головина, одна из целей проекта – дать обществу информацию, насколько правильны его рассуждения, насколько достоверны прежние методики исследования проблем чтения и насколько они вообще соответствуют истине.

«Вопрос, который я терпеть не могу, и который мне постоянно задают: что читать детям? – признается Валентин Головин. Ответ очень простой – читать то, что им нравится. Это самое главное, и если стоять на такой позиции, то все будет нормально».