«Самокритика спасает от «звездной болезни»

Десятиклассник Дмитрий Малюченко занял второе место в Москве на Всероссийском конкурсе юных экскурсоводов.

Дмитрий – гордость Гатчинской школы № 4. Занимается в клубе при школьном музее, в «Школе ведущих» при Дворце молодежи. И вообще, Дима – человек публичный. Его можно встретить на городских мероприятиях, но чаще – с докладом на конференциях по истории и краеведению. Как школьных, так и районных и даже международных.

В 5 классе, благодаря своему учителю Л.Г. Додон, Дима понял, что история пришла к нему всерьез и надолго. Сейчас учитель истории и руководитель школьного музея Лидия Григорьевна – его наставник в научной и вненаучной деятельности. «Ее советы дорогого стоят, ведь найти стоящего критика – не просто, – признается Дмитрий.

Этой весной Дима редко бывал в стенах родной школы. Учителя отнеслись к этому с пониманием. Ведь результаты есть – ученик и свою карьеру строит, и школу прославляет. Учился и догонял программу Дима между конкурсами. «В школе я нахожу поддержку и понимание. Очень благодарен директору школы Н.В. Жумаевой за помощь в оплате поездок в Москву, своим руководителям по подготовке к олимпиадам школьников: Л.И. Синявской и Н.В. Жумаевой.

В конце марта в Москве Дима занял второе место в старшей группе на финальном этапе Всероссийского конкурса юных экскурсоводов музеев общеобразовательных учреждений России. Конкуренция была сильной! В Диминой группе выступало 33 участника из 23 регионов страны. Конкурс экскурсоводов состоял из трех этапов. Первым был тест «Эрудит», где школьники демонстрировали теоретические знания по краеведению и музееведению. Большинство справилось с этим этапом, тем самым получив шанс участвовать в следующем. Второй день начался с защиты домашней экскурсии. Оказалось очень непросто! Старший научный сотрудник отдела научно-просветительской и методической работы Государственного литературного музея, заслуженный работник культуры России Галина Викторовна Великовская – опытный специалист и строгий экзаменатор, никому не давала спуску.

Третий этап Дмитрию понравился больше всего. Стихия творчества, умение быстро решать поставленную задачу – здесь он преуспел. Нужно было самостоятельно составить мини-экскурсию по материалам Центрального государственного музея древней русской культуры и искусства им. Рублева, который находится в Спасо-Андроникове монастыре. Для конкурсантов провели двухчасовую экскурсию, во время которой они должны были определиться с темой исследования. «Небольшую деревянную скульптуру выбрал сразу, – рассказывает Дмитрий. – Редкая вещь, снята с русского православного храма. Любопытно было самому узнать ее историю и рассказать другим. Экскурсия шла своим чередом, ближе рассмотреть скульптуру не было времени, но успел сфотографировать ее со всех сторон. Это пригодилось и для дальнейшего сбора информации, и для наглядности выступления».

За ночь Дмитрий подготовил презентацию, нашел и проанализировал информацию, подготовил экскурсионный текст. Наконец, на следующий день представил работу жюри, уложившись в нужное время (5-7 минут).

«Считаю результат вполне успешным, ведь среди сильнейших экскурсоводов школьных музеев России занял 2-е место», – констатирует Дима. Нельзя сказать, что победитель и призер школьных олимпиад привык к успеху, но к поставленной цели идти умеет. Интересуюсь у него насчет «звездной болезни». Дима спокойно объясняет, что с его самоедством она ему не грозит. Да и его наставник Лидия Григорьевна Додон «зазвездиться» не даст.

Неделя в школе прошла у него в мыслях о грядущем. И снова в бой. На научно-практической конференции в областном центре «Интеллект» Дмитрий выступил с исследованием об участии в Первой мировой войне двух выпускников Гатчинской авиационной школы. Первое место, присужденное высоким жюри, стало пропуском на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Юность, наука, культура», которую организует Малая академия наук.

Не всегда участие в конкурсе заканчивается победой. Например, на районном конкурсе «Живое слово», который проводил Гатчинский центр дополнительного образования детей, Дмитрий остался без места. Зато он стал призером областной олимпиады школьников по краеведению, истории и обществознанию и отправился в Москву на финал Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество».

«Наставники предупреждали, что в год 70-летия Победы выступать с работой о Первой мировой войне рискованно, но я принял решение участвовать, – рассказывает десятиклассник. – Места не дали, но поездка все равно оказалась полезной. Тему назвали актуальной и работу обещали опубликовать. Знаю, как продолжать исследование. Нашел родственников летчиков. Буду упорно продолжать связь с библиотеками. Получил рецензию авторитетных специалистов. Ошибок исторических найдено не было, но они дали несколько полезных советов».

Талантливый юноша – обладатель премии губернатора Ленинградской области, лауреат конкурса приоритетного национального проекта «Образование». Выглядит Дмитрий старше своих лет: серьезный взгляд, очки, правильная речь, умеет носить костюм. Впереди у него еще один школьный год. Он твердо нацелен на исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. «Считаю это направление перспективным: могу быть востребован не только в научной и преподавательской деятельности, но и заниматься аналитикой», – поясняет свой выбор молодой человек.