«Мы просто фронту помогали…»

В этом году наша страна широко отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы знаем, что эту победу ковали не только те, кто воевал на линии фронта, но и те, кто в тяжелых условиях работал в тылу. Это тоже была война – война стариков, женщин и детей в колхозах и на заводах, война за каждый колосок, за каждый снаряд, так необходимый фронту…

Когда началась война, Валентине Алексеевне Гора (в девичестве Бондаренко) еще не исполнилось одиннадцати лет. Родилась она 30 августа 1930 года в селе Самовольное Озенского района Саратовской области. В пятый класс девочка пойти не успела – война помешала. Но не помешала она узнать маленькому человеку цену тяжелому труду, заставив ее встать плечом к плечу вместе с оставшимися в селе стариками, женщинами и другими детьми.

Вместе со всеми работала девочка в колхозе, убирала хлеб, запасала сено. Условия были суровыми, и не только в физическом смысле. «Нам давали план выработки, – вспоминает Валентина Алексеевна. – И если я, например, не могла его выполнить, трудодни снимали с мамы. А ведь каждый из таких рабочих дней был на вес золота – по ним семье выдавали зерно или зерновые отходы на пропитание».

Так Валентина проработала всю войну, до самой Победы. Школу закончить так и не смогла – не до того было. В 1946 году с фронта домой вернулся старший брат, принялся хлопотать о выдаче документов своим домочадцам – в то время, да и в течение долгих лет потом, труженики села не имели права ни на паспорт, ни на трудовую книжку. Семье Бондаренко в этом смысле повезло: в 1947 году, выправив паспорта, они смогли переехать в город Уральск Казахской ССР. Там Валентина Алексеевна устроилась на работу, вышла замуж.

Шли годы. Советский Союз распался, отделился от него и Казахстан. Но бывшие республики, и Казахстан в том числе, продолжали чтить заслуги не только своих ветеранов Великой Отечественной войны, но и тружеников тыла. В девяностых годах Валентина Алексеевна получила статус труженика тыла в Казахстане, для чего ей пришлось съездить на родину, в Саратовскую область – за свидетельскими показаниями тех, кто работал вместе с ней в годы войны. По результатам протокола опроса свидетелей был установлен трудовой «военный» стаж – с 1 июля 1942 года по 15 сентября 1946 года.

Валентине Гора были назначены соответствующие статусу пенсия и льготы, получила она и несколько памятных медалей – к 50-летию, 55-летию и 60-летию Великой Победы.

В 2013 году Валентина Гора решила вернуться на родину, в Россию, вслед за семьей дочери. В 2015 году она получила гражданство Российской Федерации и поселилась в Гатчине. С волнением ждала очередной юбилейной даты – 70-летия Великой Победы, надеясь, что ей, как и многим оставшимся в живых ветеранам, будет вручена памятная медаль. Однако этого не случилось – оказалось, что статус труженика тыла, полученный ею в Казахстане, Россия признать не может. Соответственно, недоступны ей и полагающиеся при этом льготы и награды.

С просьбой присвоить ей статус труженика тыла Валентина Гора обратилась сначала в комитет социальной защиты населения, а потом и в администрацию Гатчинского района. Ответ, который она получила, был отрицательным и содержал ссылку на Федеральный закон №5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах».

Согласно пп.4 п.1 статьи 2 этого закона, к ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в числе прочих, лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, то есть те, кому впоследствии был присвоен статус «Труженик тыла». По этому закону удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в указанный период, либо на основании удостоверений о награждении орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Свидетельские показания, на основании которых Валентина Алексеевна получила статус труженика тыла в Казахстане, увы, не могут быть учтены в России при установлении статуса ветерана войны – труженика тыла, так как не включены в перечень документов, подтверждающих факт работы в годы Великой Отечественной войны. Других доказательств, кроме свидетельских показаний односельчан, у Валентины Алексеевны, увы, нет – труд подростков в то время в колхозах и совхозах не учитывался, учетные материалы об их участии в трудовом фронте в районные и республиканские архивы не сдавались.

Правда, вышеупомянутые свидетельские показания были учтены при перерасчете страховой части пенсии Валентины Гора. Само по себе это хорошо, но, получается, что один и тот же факт (ее труд в тылу во время войны) одной организацией признается доказанным, а другой почему-то нет.

Любопытно, что «тружеником тыла» Валентину Алексеевну считает и президент Российской Федерации, подписавший 26 февраля 2015 года Указ «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», по которому на имя Валентины Гора было перечислено 3000 рублей – как труженику тыла.

К сожалению, нам, ныне живущим, трудно представить себе, что на самом деле значат для наших стариков, переживших войну, любые связанные с ней знаки отличия, а тем более статус, фактически приравненный к статусу ветерана войны. Как признается женщина, дело даже не в льготах, подарках и медалях – обидно, что обходят вниманием людей, которые прошли суровые годы войны наравне с защитниками нашего Отечества.

Сотрудники комитета соцзащиты и администрации Гатчинского района посоветовали Валентине Алексеевне решить вопрос в судебном порядке – с приобщением свидетельских показаний. Действительно, при отсутствии архивных документов, подтверждающих факт работы в тылу в период Великой Отечественной войны, гражданин может обратиться в суд с заявлением об установлении данного факта, предоставив суду все имеющиеся доказательства, включая свидетельские показания. Правда, пожилая женщина сомневается, что у нее хватит сил и возможностей на эту судебную тяжбу…

Как известно, с 1 января 2005 года вопросы социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. И в этом есть надежда: возможно, учитывая сложившуюся ситуацию и приобщив к делу находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда РФ протоколы опроса свидетелей работы Валентины Гора в тылу, наши региональные власти проявят добрую волю и пойдут навстречу пожилому человеку, разрешив возникший казус в его пользу.