Воскресная школа в Сиверском

На просторах Интернета случайно встретилось интервью с мамой воспитанника футбольного клуба «Зенит», а сегодня – игрока московского клуба «Динамо» Игоря Денисова – Еленой. В ходе беседы она рассказывала о том, что Игорь за счет собственных средств восстанавливает храм Тихвинской иконы Божией Матери в пос. Сиверский, пострадавший от пожара в 2007 году, а также строит при храме воскресную школу.

Чтобы узнать об этом подробнее, мы отправились в пос. Сиверский на встречу с настоятелем храма иереем Алексеем Терентьевым. Разговор проходил на крыльце нового здания воскресной школы. На веранде под звуки капающего дождя, за чашкой душистого чая, заваренного из листьев смородины и мяты, цветущих в саду у храма, мы поговорили о роли церкви в жизни детей, пути к Богу и многом другом. Вот только главного помощника храма отец Алексей обсуждать отказался:

- Игорь – человек не публичный. Если бы он захотел рассказать об этой части своей жизни, то сделал бы это сам. Могу лишь сказать, что Игорь – очень добрый человек.

- Тогда давайте поговорим о воскресной школе. Когда она будет открыта, для кого, какие предметы будут преподаваться детям?

— Начну издалека. Наш храм изначально был построен для детей. В 1885 году Обществом вспоможения бедным прихода церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Коломне (ныне площадь Тургенева в СанктПетербурге) для детского выездного летнего пансионата был выкуплен участок земли у крестьян из деревни Большево. Вскоре на обширной территории были построены двухэтажный дом для содержания 50 детей-сирот с ослабленным здоровьем и три хозяйственных постройки. Усилиями прихожан был разбит парк и устроены оранжереи, которые длительное время использовались как сад и огород. В 1897 году на втором этаже бревенчатого двухэтажного дома была обустроена домовая церковь Тихвинской иконы Божией Матери и три класса приходской школы, в которой обучали детей, проживающих в пансионате, и местных крестьянских детей. С началом Первой мировой войны содержание пансионата стало невозможным, и он был расформирован. Однако храм продолжил свое служение, став приходским.

В 1922 году из разрушенной церкви в честь Живоначальной Троицы на Дружносельском шоссе в Тихвинскую церковь были перенесены престол, иконостас, иконы, звонница и вся церковная утварь, что позволило вместо классов приходской школы устроить Троицкий придел. Для воскресной школы осталась только одна комнатка. К счастью, сами занятия воскресной школы продолжаются до сих пор.

- То есть, необходимость отдельного здания для воскресной школы была всегда?

— Получается, что так. После пожара, случившегося в 2007 году, мы проводим занятия, где придется – то в трапезной соберемся, то прямо в храме. Сейчас нашу школу посещают девять детей. Занятия с ними проводит моя жена – матушка Нина. Воспитанники воскресной школы принимают участие в хоре наравне со взрослыми. Помимо занятий по церковному пению, проводим различные мастер-классы, устраиваем праздники, опять-таки прямо в храме, потому что другого места нет. Летом ходили в походы, сплавлялись по рекам – Оредеж, Луга, Вуокса. После пожара стало не до этого – сегодня много работы по восстановлению храма.

- Расскажите об этапах строительства воскресной школы. Правильно ли я понимаю, что школа построена полностью на средства, выделенные Игорем Денисовым?

— Можно и так сказать. В прошлом году мы построили здание, или «коробку», как сейчас принято говорить. Изначально предполагалось, что школа будет состоять только из одного этажа, но впоследствии возвели и второй этаж. Сегодня занимаемся внутренней отделкой помещений, прокладкой всех коммуникаций. Уже закупили мебель. Это будет полноценное здание с отоплением, водой и прочими благами цивилизации. На первом этаже будет располагаться прихожая, туалеты, трапезная, а наверху – классы.

- Какой вы видите будущую воскресную школу с точки зрения обучения?

— Думаю, это будет нечто интересное. Во время богослужения иногда наблюдаю за детьми, которые пришли на службу вместе с родителями. Сначала они находятся в храме вместе со всеми, потом им становится скучно, и они убегают во двор. У них образовались уже целые компании, кружки по интересам. Все это веселье со двора мы просто перенесем в новое здание школы.

Мы не станем загонять детей в рамки какой-либо обучающей программы с обязательными уроками, домашним заданием и оценками. Наши занятия всегда проходят в форме беседы и основаны на обучении церковному пению. Кроме того, мы рассказываем детям о русских праздниках, старинных традициях, о законе Божием. Главное – не уроки. Главное – душу взрастить и воспитать.

Часть первого этажа воскресной школы будет отведена под мастерскую. Возможно, будем проводить там уроки рукоделия для девочек, а для мальчиков – что-нибудь из плотницкого ремесла.

В любом случае, здание большое, много детей поместится. Будем подключать к процессу обучения родителей.

- У наших граждан сложился некий стереотип «крайностей» – или воцерковленный человек со всеми вытекающими последствиями (соответствующей одеждой, словарным запасом, привычками и семейными традициями) или человек, далекий от церкви, который чурается священников и любого духовного воспитания. Скажите, насколько сегодня это еще актуально?

— Это разделение остается, но только вне церкви. Внутри нашего мира мы никого не делим.

- Сказав это, вы только что всех поделили.

— Опять-таки, это взгляд со стороны. Чтобы это понять, нужно прийти в церковь.

Действительно, существуют воцерковленные люди, которые придерживаются всех церковных норм и правил, но есть и те, кто это не делает, продолжая оставаться прихожанином церкви. В церкви нет никаких обязательств, это не монастырь. Сюда приходят обычные люди. Смысл не в том, чтобы стать кем-то другим, будучи прихожанином церкви, а в том, чтобы наполнить свою жизнь духовным содержанием.

- Тогда такой вопрос: порой невоцерковленные люди приходят в церковь просто, чтобы привести мысли в порядок, постоять перед иконой, иногда даже не важно, перед какой. И в этот момент, не зная всех правил церкви, они сталкиваются с осуждением постоянных ее «обитателей», которые тут же начинают делать замечания по поводу их одежды, отсутствия головного убора у женщин, позы, в которой они стоят и прочего.

— Будем считать это первой проверкой, насколько ты пришел к Богу. Пришел к нему, так иди! За джинсы вас первый раз никто не выгонит. Но если в следующий раз вы придете в церковь уже осознанно, то будьте добры уважать традиции этого места.

- Насколько в процессе беседы с детьми вы имеете на них большее влияние, нежели педагог в школе?

— Влияние на ребенка имеет тот, кому он больше доверяет.

- Были ли у вас случаи осуждения со стороны людей, не приобщенных к церкви, за работу с детьми? Все-таки детские умы – самая благодатная почва. Что посеешь, то и прорастет…

— Мы не ставим перед собой задачу к чему-то приучить детей, зашорить их умы. Мы просто рассказываем им о законе Божием. Пусть они научатся здесь дружить, любить, молиться, обращаться к Богу.

В любом случае, свой выбор – ходить в церковь или нет, они делают сами. Кто-то из бывших выпускников воскресной школы остался с нами, кто-то нет, а некоторые вернулись через несколько лет. Так, недавно проводил свадебное венчание одной из наших выпускниц.

- Вы согласны с тем, что одни выбирают церковь по выходным, а другие психолога?

— Кому что ближе. Психолог пытается проанализировать ситуацию, а церковь занимается духовным окормлением и врачеванием души. Иногда бывает, что священник советует человеку обратиться к психологу, когда не в силах помочь самостоятельно.

- Вы давно служите в церкви, возглавили Храм Тихвинской иконы Божией Матери около 15 лет назад. За это время прихожане изменились?

— Изменились. Их стало меньше, но за счет уменьшения количества повысилось их качество. Если раньше многие приходили, сами не зная, почему, то сегодня люди приходят к нам осознанно.

- Среди прихожан много молодежи?

— Говорят, каков поп, таков и приход. Какие-то храмы пользуются большей популярностью у молодых людей, другие – у старшего поколения. У нас это соотношение примерно поровну. Как уже говорил, у нас скорее семейный приход.

- Как вы относитесь к тому, что сегодня церковь стала «модной»? Примеров масса: лидер группы «Алиса» Константин Кинчев является убежденным христианином, актер Иван Охлобыстин вообще долгое время был священником и сегодня продолжает жить по церковным законам. Молодые люди видят, как живут их кумиры, и также обращаются к церкви.

— Не отслеживаю их образ жизни, хотя сам в детстве бегал на концерты «Алисы» в ССК в Ленинграде. Действительно, сегодня устраивают православные рок-концерты, футбольные матчи и прочие мероприятия. Мое личное мнение – церковь должна оставаться в стороне от мирской жизни.

- Вернемся к воскресной школе. Когда планируете ее открытие?

— Думаю, осенью. Устроим небольшой семейный праздник и начнем занятия.

- И последний вопрос: почему все больше и больше людей обращаются сегодня к церкви? Время сейчас сложное?

— В жизни любого человека наступает такой момент, когда он приходит в церковь. Человек – это не только тело, его внешняя оболочка. Это еще и духовная его составляющая. То, что мы называем душой. Она тоже требует заботы. Мы заботимся о теле: греем его, питаем, одеваем. А если прекратим это делать? То же самое и с душой – нельзя, чтобы она голодная ходила.