«…Вторя сердца стуку, оркестр играет духовой»

Гатчинский эстрадно-духовой оркестр под управлением Юрия Крутелева в этом году отмечает свое тридцатилетие. В воскресенье, 27 сентября, в зале Центра творчества юных пройдет большой юбилейный концерт оркестра, на котором будут исполнены лучшие произведения, вошедшие в его репертуар. Накануне этого знакового события мы поговорили с бессменным руководителем городского оркестра Юрием Крутелевым.

Некоторые гатчинцы еще помнят те времена, когда в теплые летние вечера в парках и скверах играли духовые оркестры. Прохожие замедляли шаг, останавливались. Пары, дождавшись звуков вальса, начинали кружиться в танце. Эту еще довоенную традицию городские музыканты подхватили спустя некоторое время после войны, когда страна немного оправилась от потрясений. В 1950-1960-х годах свой оркестр был едва ли не в каждом заводском коллективе, причем музыкантами становились сами рабочие. Самым большим оркестром гордился завод «Буревестник», были свои музыкальные коллективы на «Авангарде», «Гатчинсельмаше», рембазе, мебельной фабрике.

«Репертуар у этих оркестров был очень хороший, и играли они прекрасно, – вспоминает руководитель Гатчинского духового оркестра Юрий Крутелев. – Без них не обходилась ни одна демонстрация, ни один городской праздник. В конце 1960-х на некоторые мероприятия собиралось порядка шестидесяти музыкантов из разных коллективов – по городу шла целая музыкальная процессия».

Юрий Александрович вспоминает, как еще мальчишкой, учась в гатчинской музыкальной школе, ему приходилось играть в городских оркестрах. А потом появился свой собственный, молодежный, собранный тромбонистом Валентином Голубевым. Первый выход школьного оркестра на демонстрацию состоялся в 1964 году.

По словам Юрия Крутелева, музыкальная школа, базирующаяся в те времена в Приоратском замке, пользовалась огромной популярностью. «Родители нас туда приводили, чтобы мы не болтались на улице, чтобы всегда были заняты, – вспоминает он. – Такое время тогда было – можно было запросто попасть в скверную компанию. Семьи были в основном простые, немузыкальные».

Юрия Крутелева мама привела в музыкальную школу в 1960 году. Учился играть на кларнете у тогдашнего директора школы Юрия Георгиевича Местиева. Школа была очень хорошей, со своим симфоническим духовым оркестром. «У нас преподавал гатчинский музыкант Лев Павлович Беженцев, который во время войны работал с Клавдией Шульженко, – вспоминает Юрий Александрович. – Он окончил училище при Ленинградской капелле, играл на скрипке, аккордеоне, тромбоне, фортепиано. Выступал на городских праздниках, танцах, в гатчинском эстрадном оркестре».

Первый джазовый оркестр в Гатчине был создан в начале 1960-х годов Владимиром Викторовичем Моисеевым, который впоследствии стал одним из основателей нынешнего эстрадно-духового оркестра. Владимир Моисеев окончил военно-музыкальную школу в Ленинграде, потом институт культуры. «Он был очень талантливым, теоретически подкованным, великолепно играл на кларнете, отлично импровизировал, – говорит Юрий Крутелев. – Служил в военном оркестре в Москве. Потом увлекся джазом, научился играть на саксофоне, играл в лучших оркестрах страны: в 1960-70-е годы у Иосифа Вайнштейна в Ленинграде, в 1980-х у Константина Орбеляна в Армении, в эстрадном оркестре Владимирцева».

По словам Юрия Крутелева, первый гатчинский джазовый оркестр был очень сильным. Кроме профессионалов, в его состав входили как самоучки, так и учащиеся городской музыкальной школы, среди которых были Анатолий Кривко и Геннадий Пименов. В 1965 году оркестр стал лауреатом первого джазового фестиваля «Белые ночи». Лауреатом фестиваля стал тогда и шестнадцатилетний Анатолий Кривко — как импровизатор. Как говорил тогда Владимир Моисеев: «Я не знаю, как он импровизирует, но я сыграть так не могу!».

В этом же оркестре начинал и известный гатчинский трубач Евгений Синютин, который вместе с Кривко играл потом в оркестре Вайнштейна. «Как Синютин играл! – вспоминает Юрий Крутелев. – В 1980-е годы он перенес операцию, после которой долго восстанавливался. Заниматься он приходил к нам в музыкальную школу – каждое утро. На трубе он играл сложнейшие вещи на уровне скрипки – лист был черным от нот…».

После окончания школы Юрий Крутелев поступил в музыкальное училище при консерватории, потом окончил консерваторию. Призвавшись в армию, служил в штабном оркестре Ленинграда. В оркестре играли как срочники, так и музыканты, закончившие военно-музыкальные школы.

«Это были очень хорошие школы, ребят там учили играть с первого класса сначала на фортепиано, потом на духовых – все одиннадцать лет, – говорит Юрий Алксандрович. – Они могли сразу поступать в консерваторию. Уровня выпускников этих школ я достиг только в консерватории. Самые лучшие из них стали артистами таких театров, как Мариинка, Ленинградская филармония. Некоторые из выпускников военно-музыкальных школ стали участниками и гатчинского оркестра».

В начале 1980-х годов из Армении от Орбеляна вернулся Владимир Моисеев. Начал работать в школе, преподавал детям импровизацию, саксофон. Появилась мечта – создать джазовый оркестр, похожий на тот, который играл в 1960-х годах. «Начинали мы втроем – с Владимиром Моисеевым и Анатолием Григоровичем, – вспоминает Юрий Крутелев. – Моисеев был художественным руководителем оркестра. Он объяснял, как играть, импровизировать. Евгений Синютин делал некоторые аранжировки. Оба очень много сделали для оркестра».

Оркестр заработал с 1985 года при музыкальной школе на улице Чкалова. Школа переживала тогда не лучшие времена, и в оркестре собрались те, кто «уцелел» после реформ: бывшие ученики музыкальной школы, музыканты из «Красных казарм», саксофонисты.

Эстрадно-духовой оркестр начал свою работу в нескольких направлениях: играли духовую музыку на улице, джазовую и эстрадную – на концертах. Тогда же, в 1985 году, оркестр заработал как биг-бэнд – большой джаз-оркестр. «В Ленинграде в те годы такого оркестра еще не было, – вспоминает Крутелев. – К нам приезжали играть музыканты оттуда. В оркестре собрались очень талантливые люди самых разных профессий, были среди них и самоучки. Олег Михайлов (барабаны) служил звонарем в Петропавловской церкви и делал удивительные вещи из металла. Валерий Пантелеев (банджо) был художником. Виолончелист Алексей Никифоров работал плотником в гатчинском интернате». В оркестре выступал и Николай Тереньев, который иногда вел программы; играл на фортепиано гатчинский музыкант Валерий Антипин.

В конце 1980-х оркестру пришлось совсем тяжело. Музыканты были вынуждены решать свои проблемы, многие стали уходить. В 1990-м году власть сменилась, был утвержден новый совет депутатов. Чтобы спасти коллектив, Юрий Крутелев отправился на комиссию по культуре – доказать, что городу нужен оркестр. Комиссия его поддержала: было принято соответствующее решение. Огромную поддержку коллективу оказала легендарная Антонина Качалова, заведовавшая тогда отделом культуры.

Гатчинский эстрадно-духовой оркестр уцелел и продолжал развиваться. В 1990-х годах он постоянно и с успехом принимал участие в джазовых конкурсах и фестивалях, проходивших в Волхове, Тосно, Выборге.

В конце 1990-х годов в оркестр пришел Игорь Зеленов, который предложил создать саксофонный ансамбль. Так в составе Гатчинского эстрадно-духового оркестра появился квартет саксофонистов «Saxtown band». В репертуаре квартета – джаз и латино, рок-н-ролл, вальсы и танго, французская, итальянская, российская эстрада. В одну из его программ вошли популярные произведения таких классических авторов, как Бах, Дворжак, Шопен, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Бородин.

Квартет саксофонистов очень популярен среди знатоков Санкт-Петербурга и Москвы, играл он на концертных площадках Германии и многих других городов России. Выступали музыканты и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с государственным камерным оркестром «Времена года» (Москва). В нынешний состав саксофонного квартета «Saxtown band» входят Игорь Зеленов, Юрий Крутелев, Владимир Дюжев и Юрий Смирнов.

Городской эстрадно-духовой оркестр хорошо знают и любят в Гатчине. «Больше всего я люблю, когда мы играем летом по воскресеньям на Соборной, – признается Юрий Крутелев. – Иногда, слушая нас, кто-то начинает танцевать – взрослые или какой-нибудь малыш. Это такое удовольствие, такое непередаваемое ощущение! Мы нужны людям, и они подходят и благодарят нас. Я не люблю уезжать из Гатчины куда-то, я гатчинец до мозга костей. Наш оркестр – это большая семья, мы знаем друг друга уже много-много лет. Музыкантам своим я готов кланяться в ноги за то, что они есть. Спасибо им, что позволяют мне руководить ими».

Можно сказать, что первопричиной рождения оркестра была любовь к джазу, любовь едва ли не с самого детства. Но музыка – это больше, чем джаз. «Музыка – это любовь, любовь ко всему – к сущему, к Богу, – считает Юрий Крутелев. – В ней заложена мысль, и когда тебя слушают, то понимают, что и для чего ты делаешь. И любви без музыки не бывает. Не могу спокойно слушать второй концерт Рахманинова, слезы наворачиваются. Люблю Чайковского, обожаю Брамса, Моцарта. А в том, что касается импровизации – это к Баху, на нем все учатся».

«Прежде чем родилось Слово, родился звук, – продолжает размышлять Юрий Александрович. – Что такое звук? Звук – это мысль, если он исходит от человека, божественного создания. Ты можешь одну и ту же ноту так сыграть, а можешь иначе. Еще в консерватории преподаватели добивались от нас такого звучания инструмента, чтобы завораживало. И я достиг этого. Это большой труд, но здесь есть и божественное начало. А техника – это уже другое, это возможности музыканта, артиста, творца…»

На юбилейном концерте эстрадно-духового оркестра, который состоится в Центре творчества юных 27 сентября, будут исполняться лучшие эстрадные и джазовые произведения, составляющие основу репертуара оркестра. Гатчинцам представится уникальная возможность послушать великолепные пьесы Владимира Моисеева, воссозданные после его ухода из жизни.

Среди «звезд», которые примут участие в концерте, ученик Николая Терентьева, известный джазовый музыкант и импровизатор Алексей Дегусаров (гитара), гатчинские музыканты Валерий Антипин (фортепиано), Юрий Смирнов и Игорь Зеленов (саксофоны), Лев Евникеев (труба). Прекрасным вокалом порадуют Михаил Луконин, Александр Башкатов, Наталья Шкоденкова, Андрей Букас, Жанна Корнеева, Владимир Майер.