«Шесть лет назад корову видел только на картинке…»

С корреспондентом «Гатчинской правды» беседует генеральный директор ЗАО «Гатчинское» А.В. Лебедев.

- Александр Владимирович, поскольку газета давно не писала о вашем предприятии, дайте ему «характеристику».

— Земли ЗАО «Гатчинское» занимают 5600 гектаров, зерновой «клин» – одну тысячу, картофель – 50 га, свекла – 30 га. Мы себя позиционируем как мясо-молочное предприятие с поголовьем стада в 1700 единиц, 850 из которых – это дойные коровы голштинской (черно-пестрой) породы. Мы активно стали заниматься зерном – и выращиваем, и заготавливаем в качестве корма скоту. Поэтому, если раньше под посевы зерновых отводили 400 гектаров земли, то за последние годы освоили на 600 гектаров больше.

К сожалению, овощи доходов не приносят, так как цены на них очень низкие, а риски в нашей зоне земледелия высокие. Поэтому наша основная задача – производство молока высокого качества – сорта «супер-элита».

- Вы экономист по образованию?

— Вообще, я получал высшее образование по специальности «инженер-механик», затем окончил курс профессиональной двухлетней переподготовки по специальности «Управление персоналом», а потом «Программу подготовки высших управленческих кадров», так называемую «Президентскую программу». Проходил стажировки по всему миру — в Японии, США, Китае, Швейцарии и т. д. Этот опыт сложно переоценить. Возможность изучить и посмотреть на практике ведущие технологии в сфере животноводства, сельского хозяйства дорогого стоит. Эта возможность выпала мне, и я ей активно пользуюсь.

- О вас в агропромышленном отделе администрации Гатчинского района отзываются, как о фирме, демонстрирующей постоянный прирост показателей.

— Согласен. Мы интенсивно и динамично развиваемся, особенно в последние три года. И это дается тяжелейшими усилиями всех, без исключения, сотрудников. В том числе, и моими. Когда я сюда пришел шесть лет назад, то знал о корове только по картинкам. Потом сумел доказать – прежде всего, себе, что и сельскохозяйственное предприятие может быть хорошим бизнес-проектом.

За три года – с 2012 по 2015 – удои молока увеличились более чем в 2,5 раза. Мы стали заниматься вопросами генетики, и два года назад были аттестованы как племенной завод. Это очень важное и почетное достижение в столь небольшие сроки.

- За счет чего вы развиваетесь?

— Я, видимо, буду банален, если скажу, что главный локомотив в развитии любого предприятия – это персонал, команда. Без поддержки сотрудников, без их постоянного профессионального роста и мотивации развитие такими темпами было бы невозможным. Ну, об этом еще Генри Форд подробно всем рассказывал.

Дальше это, конечно, техника. Прописная истина: если нет хорошей техники и оборудования, то и хорошего урожая нет… Или ты его не сохранишь. Поэтому мы приобретаем новую технику в рамках областной программы АПК, что позволяет нам за счет субсидий экономить до 40% стоимости оборудования. Без такой поддержки в сельском хозяйстве обойтись невозможно.

И не менее важный фактор для развития – технологии, которые привозим со всего мира, за счет специалистов и консультантов – своих и привлекаемых извне. К примеру, рационы для наших бурёнок составляет специалист, доктор наук, который долго учился в Штатах. Программы для фид-контроля кормления стада и управления поголовьем используем израильские, а технологии выращивания овощей и корнеплодов – немецкие и голландские. Но самый главный ресурс развития, я повторюсь, – команда единомышленников.

- Можете назвать своих лучших специалистов?

— Не буду. Я боюсь кого-то обидеть. Мой коллектив – это мощная и сплоченная команда, и выделять кого-либо не хочу.

- А в чём вы видите основную проблему, препятствующую развитию сельского хозяйства?

— На мой взгляд, со стороны государства должен существовать некий аудит хозяйств: к примеру, если предприятие умеет давать качественное молоко, ему нужно реально предоставить возможность построить дополнительный скотный двор, помочь нарастить поголовье, а тем, кто умеет выращивать зерно, кормовые, овощи – дать финансовый и проектный инструменты приобретения техники, строительства складов и хранилищ. А потом всё это увязать в одну технологическую цепочку. Такого единого комплекса пока нет – каждый «хозяйствующий субъект» старается обеспечивать себя сам.

Вот потому мы готовим для своего поголовья силос и выращиваем зерно. Чтобы качественно заготовить корма у нас, на Северо-Западе, нужно попасть в фазу – то есть произвести уборку вовремя. Если бы у меня была ферма в 250-300 голов – то да, я в эту самую фазу успеваю. А у меня нужно запасы корма сделать на 1700 голов, и для короткого уборочного периода нужно 5 (!) кормоуборочных комбайнов. Они у меня есть? Нет. Я выхожу двумя прицепными комбайнами. И когда убирают «последний» клин, пресловутая фаза уже давно закончилась.

Это сейчас у нас супер-мощные трактора, приобретенные по программе областного АПК на кредитные деньги. И все равно: нам и основные средства нужно содержать, и поголовье нужно развивать, а бюджет «не разорвать»… Это такой порочный круг, из которого не вырваться. Сейчас мы свои средства вкладываем в освещение фермы – переходим на светодиоды. Это реально позволит экономить, и через 10 месяцев наши затраты окупятся.

- У вас роботизированная техника, шведская?

— Нет, еще шесть лет назад купили датское оборудование – доильный зал для автоматизированного доения стада «Европараллель 2 на 20».

- ?

— Коровы размещаются бок о бок – «в шеренгу» по двадцать – как в цирке. На доильные места они попадают из накопителя с помощью механического или электрического подгонщика. Оборудование доильного зала включает в себя молочные посты, систему управления процессом доения и промывки, вакуумную установку и молокоприемник. Выход животных осуществляется при помощи ротационных ворот. Светодиодный дисплей показаний надоя молока, интенсивности молочного потока и длительности дойки позволяет ежеминутно контролировать процесс.

Недавно мы вложили 12 миллионов в проект модернизации и дооборудования доильного зала израильской программой Afimilk, и теперь ею пользуемся.

- У вас есть проблема вроде «зубной боли» – давно существует, и никак не решить?

— Я уже несколько лет утрясаю вопрос с выделением земли под постройку жилья для специалистов. Мы должны предоставлять жилье или землю перспективным специалистам сельского хозяйства, в которых мы заинтересованы и которым должны обеспечивать их будущее. Это очень важный и мотивирующий момент. К сожалению, в сельском хозяйстве на сегодняшний день крайне мало по настоящему сильных профессионалов, и часто их очень сложно привлечь к работе в сельской местности. Поэтому таких специалистов надо «выращивать», давать им возможность профессионально расти. Но для того, чтобы они остались, им необходимо создавать качественные бытовые условия. Им и их семьям, детям. Сейчас молодой семье приобрести квартиру практически не реально. А если мы сможем предоставлять жильё, то люди еще больше будут заинтересованы в работе у нас. Нужно создать комфортные и достойные условия, в которых люди захотели бы счастливо жить и успешно работать.

- Спасибо за интервью.