Гатчина – минус столетие

Гатчина – минус столетие

В музее города Гатчины работает авторская выставка краеведа, коллекционера В.П. Пестряка-Головатого «Славные страницы знаменитой Гатчины». Среди экспонатов – восстановленные дореволюционные фотографии, открытки, награды, знаки, жетоны и уникальные документы давно минувшей эпохи. Все эти исторические свидетельства, так или иначе, связаны с Гатчиной.


— Эта коллекция – результат многолетних краеведческих и антикварных изысканий, связанных с нашим городом: это и филателия, и филокартия, и фалеристика. Давным-давно Гатчина – с ее парком, дворцом, архитектурой, богатой историей – стала для меня родным городом, и коллекционирование раритетов, связанных с Гатчиной, перешло из разряда хобби в один из основных видов моей деятельности, – поделился Василий Петрович.

Больше всего на выставке – фотографий, на которых запечатлены люди, жившие в нашем городе больше ста лет назад; здания, которые и сегодня стоят на старых гатчинских улицах и легко узнаваемы. Много групповых снимков – императорская семья, кирасиры, авиаторы Гатчинской военной авиационной школы.

— Старые фотографии я сканирую, восстанавливаю на компьютере и увеличиваю до размера 30х40 см. Эти черно-белые снимки в свое время были сделаны с помощью серебряных пластин, поэтому при увеличении получается хорошее качество, – говорит В.П. Пестряк-Головатый. –Выставляются увеличенные копии, оригиналы хранятся в альбомах.

Другие документы на выставке – подлинные. Например, гравюра «Царская охота», гравюра из журнала «Нива» к столетию Гатчины – виды Гатчинского дворца и окрестностей. В коллекции много изображений Александра III и его супруги Марии Федоровны, и неспроста – во времена их правления Гатчина превратилась, фактически, в официальную императорскую резиденцию. Конечно, не обойден вниманием и Павел: на одной из гравюр – молодой цесаревич Павел Петрович, на другой – император Павел I, рядом – искусно вырезанный на кости портрет Павла Петровича. А вот подлинная литография его сына – молодого Николая I.

Отдельная экспозиция посвящена Гатчинскому Сиротскому институту, основанному супругой Павла – Марией Федоровной. В экспозиции представлены жетоны, наградные знаки, портреты директоров, юбилейная императорская медаль Николая I, появившаяся после того, как институт стал носить его имя.

На выставке можно увидеть уникальные документы – подлинные бумаги, подписанные венценосными особами. Одна из них, за подписью Павла I – о награждении некоего капитана Лаптева орденом Святой Анны 3-го класса – за переход через Альпы под командованием генералиссимуса, князя итальянского и римского графа Суворова. Документ был подписан в Гатчинском дворце.

Другая бумага подписана супругой Павла – императрицей Марией Федоровной: директор Гатчинского воспитательного дома испрашивает разрешения – можно ли отпустить классную даму в отпуск на пять дней. Императрица налагает резолюцию: «можно».

Представлены на выставке и подлинники наградных бумаг, например, наградная бумага за благотворительную помощь воздушному флоту России, 1912 год; похвальный лист – настоящее произведение искусства, выданный ученице Гатчинского женского училища, 1913 год.

Отдельно выставлены три облигации Варшавско-Венской железной дороги, коллекция почтовых пломб. Есть несколько гравюр и литографий Мейера с видами Гатчинского дворца со стороны Собственного садика: на одной картине – восход, на другой – закат. Как рассказал Василий Петрович, у Мейера – немца по происхождению – была дача в Гатчине, и гатчинские пейзажи занимают отдельное место в его творчестве.

А две другие старинные гравюры с гатчинскими видами как будто иллюстрируют день сегодняшний. На одной изображен Коннетабль, разбитый грозой 23 мая 1881 года, – сегодня Коннетабль, заключенный в леса, рискует повторить собственную судьбу. Но уже не по вине грозы, – считает В.П. Пестряк-Головатый, а по вине грузового транспорта, который, проезжая, вызывает страшную вибрацию, тем самым разрушая уникальный старинный культурный памятник. Зато на другой гравюре времен Павла I мы видим колонну Орла во всей ее красе – как раз недавно эту колонну наконец отреставрировали.

Кроме документов, на выставке представлены монеты времен Екатерины II, жетоны и нагрудные знаки с гербом Гатчины (например, уникальный жетончик работы Фаберже); медали, пуговицы от мундиров, налобник унтер-офицера гренадерского полка – головной убор армии императора Павла I, бронзовые наградные чаши для нижних чинов – «по случаю 200-летия Царицыных кирасир». Лучшему кирасиру императрица подносила полную чашу отменной водки, он выпивал водку, а чашу забирал себе. Есть на выставке карманные часы Павла Буре, часы исправные – ходят, это тоже была награда – от императора Николая II. На отдельной витрине выставлен сервиз из Гатчинского дворца, который был приобретен коллекционером на одном из зарубежных аукционов. Сервиз не парадный, но двуглавые орлы на посуде говорят сами за себя. На одном из стендов выставлен знак «200 лет Гатчине». «Это мой дизайн, – говорит Василий Петрович. – А в этом году выйдет знак «220 лет Гатчине» – в честь близящегося юбилея города. Также скоро состоится презентация знака «100-летие школы прапорщиков Северного фронта, основанной в Гатчине в 1915 году».

У Василия Пестряка-Головатого одна из самых больших коллекцией старинных гатчинских открыток, первые из которых появились в Гатчине благодаря работам известных гатчинских фотографов конца XIX века С.И. Кудрявцева и Д.Н. Сахновского. «Я получил приглашение в Русский Дом в Берлине для участия в выставке, – поделился Василий Петрович, – где я буду представлять историю Гатчины в старинных открытках и почтовой корреспонденции, эта авторская выставка будет приурочена к 220-летию города Гатчины. В Гатчине в свое время жило много немцев, и у нас с ними очень тесная связь».

«Славные страницы знаменитой Гатчины» – 31-я авторская выставка В.П. Пестряка-Головатого и посвящается она 219-й годовщине присвоения Гатчине статуса города.