«Музыка все время процветала…»

В конце октября в Гатчинском дворце-музее прошла ежегодная научно-практическая конференция, посвященная музыкальной культуре дореволюционной России, и главной темой ее была музыкальная жизнь императорских дворцов.

Музыкальная культура в России традиционно находилась под покровительством династии Романовых, и, естественно, что большинство докладов было посвящено музыкальной жизни дворцов и их царственным владельцам.

Так, хранитель коллекции музыкальных инструментов Музея музыки, который находится в Шереметьевском дворце, В.Ю. Кошелев свой доклад начал с определения «государь-человек» и «император музицирующий». Он считает, что музыкальные привязанности представителя верховной власти не только рассказывают о музыкальной культуре соответствующего времени, но также помогают раскрыть человеческие качества монарха. Свое исследование докладчик начал с Ивана Грозного и закончил Николаем II.

Среди Романовых был особо отмечен Александр III: «Фигура Александра III – самая яркая, гармоничная, последовательная и результативная во всей панораме «государя музицирующего». Она аккумулировала в себе все лучшее из фамильного музыкального генофонда».

Будущий император с восьми до 20 лет посещал уроки музыки. Приглашенные преподаватели, а это были известные музыканты, научили его петь, играть на фортепиано, сигнальном рожке, трубе, тромбоне, корнете и, главное, любить и слушать музыку. Не случайно вел.князь создает октет, в котором исполняет партию первого корнета, а затем учреждает хор (оркестр) медных духовых инструментов и играет в нем на тубе и геликоне.

В 1882 году, уже став императором, Александр III утверждает Положение о «Придворном музыкальном хоре» и его штат. Оркестр получил статус государственного. В 1917 году он состоял из 137 музыкантов, было дано 1017 концертов, в которых прозвучали произведения 280 композиторов. Позже оркестр пережил многое, а сегодня это – заслуженный коллектив России Государственный академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. В 2015 году старейший в стране оркестр отметил свое 133-летие.

Также В.Ю. Кошелев напомнил, что «память о музыкальных наклонностях государя» хранится и в другом заведении, рождению которого Александр III содействовал – в Санкт-Петербургском музее музыкальных инструментов, вначале носившем имя императора. Рождение музея состоялось в 1883-1884 годах с передачи по высочайшему повелению из Эрмитажа двух скрипок и коллекции флейт, принадлежащих Александру I. Также супруга Александра III, Мария Федоровна, передала в музей уникальную коллекцию иранских инструментов, которая с 1907 года экспонируется в музее в специально изготовленной для нее витрине. В 2014 году в музее были отреставрированы инструменты императора, чтобы на них можно было играть.

В конце выступления В.Ю. Кошелева прозвучала цитата из воспоминаний современников о том, как изменилось отношение городского населения к занятиям музыкой: «…всюду начали играть и петь – в корпусах, гимназиях, на заводах и проч., везде велись собственные оркестры».

Наш город тоже не мог остаться в стороне от этих начинаний. Например, был создан кружок любителей музыки под руководством С.А. Зайцева, композитора, музыканта, преподавателя Гатчинского сиротского института и М.А. Балакирева, главы «Могучей кучки».

С Гатчиной также связано творчество В.В. Андреева виртуоза-балалаечника, создателя 1-го оркестра русских народных инструментов. Впервые В.В.Андреев сыграл на балалайке в присутствии Александра III в Петербурге в 1887 году на вечере у принца Ольденбургского. Музыкант произвел на государя сильное впечатление. Об этом рассказала в своем докладе ст.научный сотрудник ГМЗ «Гатчина» И.А. Хухка. Она привела строки из воспоминаний самого Андреева: «Императору благоугодно было осчастливить меня следующим Всемилостивейшим обращением: «Я очень рад, что благодаря вашему таланту балалайка снова войдет в народ и снова сделается популярным инструментом».

Андреев со своим оркестром не раз выступал в Гатчине. Как известно, нашему городу он посвятил вальс «Воспоминание о Гатчине».

И.А. Хухка выступила с двумя докладами: «Музыкальная жизнь Гатчинского дворца при императоре Александре III» и «Музыкальные издания из библиотеки великого князя Михаила Александровича в Гатчинском дворце». В них представлены материалы по таким темам, как «Музыкальные увлечения Александра III и Марии Федоровны», «Хор трубачей Лейбгвардии Кирасирского Ея Величества полка», «Придворный музыкальный хор», «Концерты в дворцовом театре», «Он (император) не прочь был послушать и цыган…». Также был составлен список основных музыкальных произведений в библиотеке великого князя Михаила Александровича.

Большой интерес представляют доклады по музыкальной жизни Гатчинского дворца других научных сотрудников Гатчинского дворца-музея: М.Е. Шеметовой «Музыкальные инструменты в Гатчинском дворце» (по материалам описей Российского государственного исторического архива), А.Э. Шукуровой «Музыка и живопись Гатчинского дворца», Е.А. Родионова «Граф Шпорк, барочная музыка и Гатчинский дворец», М.Л. Меньшиковой и А.В. Хорошиловой «Изображения музыкальных инструментов на китайских лаковых ширмах XVII-XVIII веков».

Не остался без внимания и Павел I. О театральных увлечениях Павла сообщил в двух своих докладах зав. методическим сектором Гатчинского дворца-музея А.А. Ананьев: «Здесь велика охота до спектаклей, одни репетиции и показы…» и «Представления в Гатчинском дворцовом театре в царствование императора Павла I».Он также подготовил таблицу с репертуаром Гатчинского дворцового театра с 1786 по 1800 годы, т.е. когда Павел был еще вел.князем, а затем уже императором.

Как сообщает А.А. Ананьев, одним из излюбленных увлечений Павла и развлечений Малого двора был театр. Подтверждением этого являются многочисленные документы: воспоминания современников, участников театральных постановок в Гатчинском дворце, официальные сведения, работы ученых-исследователей павловской эпохи и театральной жизни России XVIII века. Например, князь И.М.Долгоруков, из приближенных Павла, в своих мемуарах писал: «Будучи великим князем, он (Павел) жил довольно скучно в своих загородных дворцах, разумеется, летом; осень преимущественно проводил в Гатчине. Любезен, умен, насмешлив, он не чуждался общества, охотник был до театра и всякой забавы».

Театральное помещение в Гатчинском дворце в то время, когда Павел Петрович стал владельцем Гатчины, было устроено на 1-м этаже Конюшенного (Арсенального) каре на месте бывшей орловской оранжереи. Свой театр в каре появился в том же году в результате перестройки здания под руководством В. Бренны.

Как сообщают источники, предпочтение во дворце отдавалось любительским постановкам, в которых участвовали сами его обитатели. Среди придворных особенный успех имела фаворитка Павла Петровича Екатерина Нелидова. Бывшая воспитанница Смольного института отличалась талантами: прекрасно пела и танцевала. Подробнее об этих представлениях можно прочесть в книге «Гатчина при Павле Петровиче, цесаревиче и императоре» 1995 года издания.

Непосредственно с Гатчинским дворцом связана деятельность талантливого композитора, управляющего Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге Д.С. Бортнянского. Так, в 1786 году на сцене гатчинского театра были поставлены его «французская» опера «Празднество сеньора» и опера «в полном смысле этого слова» «Сокол», написанная по мотивам новеллы Дж. Бокаччо «Декамерон». Через год была сыграна следующая опера Д.С. Бортнянского – «Сын-соперник, или Новая Стратоника».

Насыщенная театральная жизнь Гатчинского дворца продолжалась и тогда, когда Павел вступил на престол. Например, театральный сезон 1798 года был открыт оперой итальянского композитора Дж. Сарти «Сивильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». В октябре 1799 года в дни торжеств по случаю свадьбы дочери императора Елены Павловны и дня рождения супруги Марии Федоровны состоялась новая премьера Сарти «Эней в Лации». В те дни во дворец съехалось огромное количество гостей: придворных, министров, иностранных послов, европейских родственников.

Доклад «Развитие русской военной музыки в царствование императора Павла I (1796-1801)» прочел сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Е.И. Юркевич. Он давно и успешно занимается военной историй павловского времени. Докладчик отметил, что в рамках военных реформ император Павел I также навел порядок и в военных оркестрах. Например, он сократил количество военных музыкантов потому, что «в екатерининское царствование злоупотребления в армии носили чудовищный характер, в том числе и по части военной музыки». Так, в гвардейских полках вместо положенных по штату 18 музыкантов насчитывалось более 100 человек.

Слушателям интересно было узнать, что и тогда день солдата начинался и заканчивался «Зарей». Приказом определялось: «Зарю же бить во всех местах в такое время, когда по утрам рассветет так, что читать уже можно, по примеру сего и ввечеру, когда разбирать еще можно». Особенно торжественным, с молитвой, был ритуал «Вечерней зари». Дмитрием Бортнянским были написаны как «Заря», так и духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», который вошел в ритуал «Вечерней зари». Сохранились сведения, что прусскому королю Фридриху Вильгельму III так понравился этот ритуал, что он испросил у Александра I разрешение использовать его в прусской армии. В результате музыка русской «Вечерней зари» использовалась в прусской армии до Первой мировой войны 1914 года. Специально композитором был написан и «Гатчинский марш».

Кроме того, было отмечено, что именно в павловское царствование сложились многие звуковые сигналы: «Тревога», «Подъем», «Вечерняя заря» и прочие. Они и сегодня используются в войсках.

На конференции ряд докладов были посвящены музыкальной жизни и в других дворцах: Мраморном, Михайловском, Владимирском.

Из зарубежных участников конференции с докладами выступили Эрхарт Соня (Фрайбургский университет) – «Композитор Алессио Прати и его сочинение «Сборник итальянских и французских романсов в сопровождении арфы, посвященные графине Северной» в контексте путешествия Марии Федоровны и Павла Петровича» и Купч Марис (Латвийская академия музыки) – «Оперные спектакли при дворе Курляндского герцога Петра Бирона (1770-1795)».

Доклад «Музыка гатчинских вод» ст. научного сотрудника Гатчинского дворца-музея В.В. Федоровой мог бы стать своеобразной музыкальной экскурсией по гатчинским паркам как в прошлые, так и нынешние времена. Например, с 2010 года фестиваль «Ночь музыки» радует не только гатчинцев, но и многочисленных гостей нашего города.

Разумеется, невозможно пересказать все доклады, но их можно прочесть в изданном сборнике.

В завершении двухдневной конференции приятным подарком-сюрпризом для всех участников были выступления концертного хора Троицкой церкви Гатчинского дворца (регент К. Говорин, ведущая Т.А. Кустова) и коллег – сотрудников отдела редкой книги и научной библиографии Государственного Русского музея (зав. Ю.В. Юркина, О.В. Кудрявцева, Ю.В. Жилина, А. Зоря). Причем, О.В. Кудрявцева сначала выступила с докладом «Августейшие композиторы», а затем села за рояль и исполнила романс для фортепьяно «Стрельня», сочиненный вел.княгиней Александрой Иосифовной. Затем сотрудницы Русского музея спели несколько романсов вел.князя Константина Константиновича, сына Александры Иосифовны, известного поэта К.Р., и завершили свое выступление очаровательной костюмированной пасторалью «Мой миленький дружок, любезный пастушок» (отрывок из «Пиковой дамы»).