Люди с безграничными возможностями

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Днем инвалида. Мы по-разному относимся к слову «инвалид», многих оно смущает, кажется неудобным, заставляет придумывать другие формулировки – например, «люди с ограниченными возможностями» или «люди с особыми потребностями». Но подобные формулировки корректны лишь на первый взгляд, ведь у многих таких людей то, что мы называем «возможностями», оказывается гораздо больше и глубже, чем у обыкновенного человека. Понять эту простую истину нам помогли наши новые собеседники – Кирилл Невзоров и Екатерина Голубева.

…Они влетают в редакцию стремительно. Легкая заминка возникает только на крыльце – слишком высоки ступеньки для инвалидной коляски. Кирилл нетерпеливо ждет, пока помогут приподнять передние колеса его коляски, а потом уверенно катит по коридорам, возглавляя нашу маленькую процессию и лихо преодолевая все повороты и порожки.

Екатерина – общительная, улыбчивая, явно уверенная в себе барышня со стильной стрижкой, готовая прийти на помощь при любой неловкой заминке в разговоре. Кирилл очень сдержан и скуп на слова, как и положено мужчине. Говорит в основном Катя, время от времени обращаясь к Кириллу и вовлекая его в беседу. Сразу видно, что эти два человека – «в связке», как говорят альпинисты. Про альпинистов я вспомнила не зря: буквально на днях Катя и Кирилл пытались уехать в Москву – на первый чемпионат России по адаптивному скалолазанию среди лиц с ограниченными возможностями. Увы, не получилось по причинам, от них не зависящим…

Кирилл Невзоров и Екатерина Голубева входят в основной состав команды спортсменов-инвалидов Гатчинского района. Они – постоянные участники разного уровня спартакиад и всероссийских спортивных фестивалей.

Катя – родом из Белозерска Вологодской области. Спортом занималась с раннего детства – в школе это была легкая атлетика. После школы поступила на спортивный факультет Череповецкого государственного университета, окончила его и осталась работать там же, на кафедре физического воспитания. А потом случилась беда – как она говорит, «пришлось поменять ногу». После года реабилитации восстановилась на кафедре, потом вышла замуж и переехала в Гатчину, к мужу.

Спорт Екатерина не бросила, напротив – быстро познакомилась со спортсменами гатчинского отделения Общества инвалидов, в котором на тот момент (2008 год) уже состоял Кирилл. «Мы сразу же влились в эту среду, стали тесно контактировать с гатчинским спорткомитетом, который поддерживал практически любую нашу просьбу, – вспоминает Екатерина. – В итоге у нас образовалась сплоченная команда спортсменов, все вместе мы участвуем в разного уровня соревнованиях, защищая Гатчинский район и Ленинградскую область».

В первую очередь, по ее словам, речь идет о комплексных спартакиадах, состоящих из нескольких видов спорта. Каждый участник команды может представлять разные виды спорта. Кирилл, например, участвует в соревнованиях по бегу на колясках, штанге, дартсу, стрельбе, армреслингу. Екатерина сейчас занимается тремя видами спорта: штангой (жим лежа), плаванием и скалолазанием.

Скалолазание – тема особая и очень интересная. При поддержке гатчинского спорткомитета свой замечательный скалодром для занятий спортсменам-инвалидам предоставил спорткомплекс ПИЯФ, а вот с соревнованиями все намного сложнее. Как рассказала Катя, участие в соревнованиях по этому виду спорта, которые чаще всего проходят в Тихвине, зависит от того, привезут ли на спортивную базу спартакиады скалодром или нет. Привозят, увы, не всегда.

Как признается Катя, о профессиональном спорте речь не идет. «У каждого из нас работа, дом, семьи, дети, – говорит она. – Тренироваться столько, чтобы достичь действительно высоких результатов, очень сложно». Старшая дочь Екатерины уже сама занимается спортом, а младшая не делает этого только потому, что пока еще слишком мала. Никаких сомнений у мамы по этому поводу нет: спорт – неотъемлемая часть жизни ее семьи. И пусть со временем очень непросто, зато в полный рост используется каждая свободная минута. Катя рассказывает, как, «забрасывая» дочь в спортивную школу на гимнастику, сама мчится в свой гатчинский офис – заниматься на тренажерах.

Кирилл тоже старается тренироваться постоянно: дома у него целый гимнастический комплекс, а недавно он обзавелся еще и штангой. Он соглашается с Катей – дело не в высоких результатах, а в том, чтобы поддерживать хорошую физическую форму. Даже небольшие перерывы в тренировках дают о себе знать, и расслабляться оба спортсмена себе не дают.

На вопрос, что вдохновляет и дает ей силы, Катя сначала шутит: «Сила есть, воля есть, а вот силы воли нет!» Потом говорит уже серьезно, что, конечно, есть и то, и другое, и третье. Кроме того, по ее мнению, очень многое зависит от окружения.

«Я всегда говорю: никогда не жалейте человека – ни больного, ни раненого, – добавляет она. – В психологическом плане это очень расслабляет, затягивает. Да – поддержите его, да – попереживайте с ним, но не жалейте! Тогда он будет держать себя в тех рамках, в которых и должен быть».

«Когда я «меняла» ногу, внутренне во мне не изменилось ничего, вспоминает она. Как были у меня друзья, так они и остались – никто от меня не отвернулся. Ни злости, ни обиды из-за того, почему я такая, а они нет, у меня не было. Наоборот, я даже очень рада, что это случилось. Я нашла тот мир, где смогла раскрыть себя больше, показать больше своих возможностей… Я уверена – во всем всегда есть свои плюсы и свои минусы. Конечно, переживания бывают, но все это как-то сохраняется в балансе. Вообще, мой девиз по жизни: все, что ни делается – все к лучшему».

Как считают Катя и Кирилл, отношение в обществе к инвалидам стало понемногу меняться. «Люди стали добрее, говорит Катя. – В городах понемногу развивается безбарьерная среда. Конечно, далеко не везде, и не так быстро, как хотелось бы. Да, бывает тяжело, особенно колясочникам. Из пожеланий – очень хотелось бы, чтобы все, что касается так называемой «доступной среды», делалось по стандартам. Иногда сами по себе неверно сделанные пандусы становятся барьером для инвалида. А понастоящему безбарьерную среду я видела лишь в Москве и Сочи…»

Катя уверена: каждый человек должен уметь разбивать сложившиеся стереотипы. «Сейчас пошло такое движение: в школах начали объяснять, что люди бывают разные, есть детки такие, есть другие, – говорит она. – И молодежь стала, пусть очень постепенно, но менять свое отношение к инвалидам». Она вспоминает молодых людей, волонтеров, которых обычно приглашают на разные спартакиады. «Они ходят с большими глазами и говорят нам: – Ребята, это так классно, что мы сейчас с вами! – У них эйфория от общения с нами, от того, что они видят – что мы делаем и как мы это делаем. Они говорят нам, что эта удивительная атмосфера остается с ними потом надолго. А ведь они ее потом еще и распространяют на других людей…»

Кстати, спортом наши инвалиды не ограничиваются – они еще и постоянные участники КВН среди команд Ленинградской области. В прошлом году наши кэвээнщики впервые выступили на фестивале команд КиВиН в Сочи – в составе команды инвалидов Ленинградской области. «Когда мы вышли на сцену, у зрителей поначалу был ступор, – смеется Катя. – Они не понимали, как относиться к нам и к нашему довольно-таки специфическому юмору. И только в конце нашего выступления люди вышли из этого состояния и начали нам аплодировать».

В этом месте снова хочется вернуться к так называемым «возможностям». Получается, с ними далеко не все так просто. Начать хотя бы с того, что ограничены они на самом деле у каждого первого представителя человечества, как и у любого другого живого существа на планете Земля. Мы вообще все очень хрупкие и, как говорят, все под Богом ходим. Каждому дается по силам его – у кого-то возможностей больше, но не хватает силы воли и воображения использовать их в полную силу. Кто-то испытывает сильную нехватку физических возможностей, но у него такая сила духа и такое жизнелюбие, что новые возможности, кажется, сплетаются прямо из воздуха на глазах у изумленных очевидцев. Как говорят, кто хочет – ищет возможности. Кто не хочет – ищет оправдание…