Нашей школе – 45! Ставим ей оценку «пять»!

Нашей школе – 45! Ставим ей оценку «пять»!

Мне, Сусанинской школе, в этом году исполнилось 45 лет. И сегодня мне хочется поведать вам о том опыте и той мудрости, которыми меня наделили эти годы; о тех традициях, которые сложились за 45 лет. И, конечно же, о том детстве, которое в моих стенах (которым ровно 45 лет) никогда не кончается.


Правда, история возникновения школы в Сусанино началась намного раньше – 105 лет назад. В 1910 году тогда в поселке Малая Ковшовка была построена красивая с высокой звонницей церковь, а возле неё начальная школа (церковно-приходская), рассчитанная на пять классов образования. Она имела два просторных помещения и три комнаты для квартиры учителя. Преподавала в школе жена священника. Около 30 лет служило уютное деревянное здание делу просвещения и образования юных жителей Сусанино. К 1934 году в школе открыли ещё одно помещение. К 40-м годам вырос посёлок, и стены маленькой школы уже не вмещали всех учеников. Стали заниматься в две смены.

Накануне войны председателем Сусанинского сельсовета стала Нина Васильевна Дичева. Она много сделала для того, чтобы с помощью родительского комитета построить в посёлке новую школу, потому что ученикам с 5-го класса приходилось ездить в Вырицкую школу. Именно ей адресована памятная доска на фасаде современной школы – отважной партизанке Нине Васильевне Дичевой.

И вот в 1937 году было построено новое типовое здание школы, и была организована неполная средняя школа. Классы размещались в новом здании школы и в старом около церкви. Было два пятых класса, два шестых и один седьмой класс, а начальных классов было восемь. Школа работала в две смены с керосиновым освещением.

В школе перед войной работал драмкружок и кружок художественной самодеятельности, активными членами которого были учащиеся 6-7 классов. Драмкружок Сусанинской школы был признан одним из лучших в районе. Наш знаменитый хор побеждал в районных и областных конкурсах. А высшей наградой было представлять район и школу на республиканском конкурсе в Москве. Но этому не суждено было сбыться: помешала война. Драмкружок ставил пьесу по Гоголю «Майская ночь». Ребята показывали свой талант на районном конкурсе 22 июня 1941 года. Во время перерыва участники узнали страшную весть: началась война. Так для юных дарований закончились чудесные счастливые школьные годы.

Началась мрачная трагическая оккупация. Только в 1942 году открыли школу: первые и вторые классы. Уроки вел один учитель, а местный священник рассказывал детям о Законе Божьем. Так было до окончания войны. После победы школу пришлось восстанавливать, так как во время войны немцы превратили её в конюшню.

После войны «…школа работала в две смены. Электрического освещения не было. В классах висели 10-линейные лампы по одной в каждом классе. Классы отапливались круглыми печами. Печки топились дровами, которые дежурные приносили из сарая… Стены в классах промерзали и покрывались инеем. В чернильницах замерзали чернила. Уличного освещения не было. Вместо дороги была дорожка из досок. Школа размещалась в двух деревянных зданиях: одно находилось на шестой линии, а другое на пятой линии. Учителям старших классов приходилось «бегать» из одной школы в другую…» (Из воспоминаний учителя начальных классов Т.А. Стариковой).

14 апреля 1967 года случился пожар, и сгорело деревянное здание школы на пятой линии. Занятия в школе стали проводить в три смены. Родители учащихся обратились с просьбой в райсовет о строительстве нового здания. Строительство началось в 1969 году, а уже 31 августа 1970 года состоялась приёмка ныне действующей школы. Но осталась масса работ, не выполненных строителями. Некоторое время классы были обустроены в спортивном зале, пока не построили трёхэтажный корпус. Только с ноября 1970 школа заработала полноценно, но ещё в течение пяти лет пришлось выполнять работы по устранению недоделок.

Вот они – вехи истории. «А имена?» – спросите вы. За это время школа выпустила боле полутора тысяч выпускников. И все они, несомненно, помнят имена, важные для них. И без напоминаний все выпускники традиционно собираются в первую субботу февраля на вечер встречи.

Надёжным и прочным фундаментом школы во все времена был и остаётся педагогический коллектив, который и сам по себе представляет отдельный, целый организм, с присущими ему разными стадиями развития: притирка, становление, набор высоты, роста, наращивание, расцвет, сбор плодов и т.д. Дружественность и дружелюбие, внимание и внимательность, культура и самобытность, а теперь уже такие понятные современному обществу – толерантность и эмпатия – вот те, безусловно, важные отличительные качества моих учителей во все времена.

Говорят, человека педагогической профессии легко узнать. Портрет учителя Сусанинской школы тоже всегда узнаваем. Мой Учитель – это, прежде всего, добрый человек, это незаносчивый, простой труженик; это надёжная опора в любых начинаниях; это методист, готовый поделиться чем-то исключительно «своим»; это сотрудник, готовый обучаться; это, зачастую, и мой ученик. Вы только посмотрите, сколько работало и сейчас работает в школе тех, кто однажды перешагнул ее порог в статусе ученика, а сейчас уже ступает гордой походкой учителя! И это придаёт педагогам дополнительной уверенности – значит, свое дело они делают правильно, раз их же дети возвращаются к ним в статусе коллег. Можно сказать, сами «выращивают» себе смену и потом приобретают в лице своих учеников новых коллег, со свежим дыханием и современным взглядом. В этой связи хочется сказать вам, дорогие мои учителя и административные работники всех времен, отдельное спасибо за то, что в конце XX века вы так постарались и воспитали, и выпестовали, и подготовили сами себе не только коллегу, но даже руководителя, который вместе с вами заодно уже 11 лет – с периода работы завучем. В этот знаменательный год в ряды первоклассников встало уже четвертое поколение семьи действующего директора. Желаю вам, педагоги, и в дальнейшем такого же взаимопонимания.

С 2010 года Сусанинская школа – уже не просто школа, к нам добавилось ещё и дошкольное образование, расширив штат сотрудников и возраст детского коллектива. Самый первый выпускник дошкольных групп уже пошёл в 6-ой класс. Период общения со школой у жителей Сусанинского поселения увеличился. И это здорово! Наша семья на сегодня насчитывает 58 дошкольников, 220 учащихся, 28 педагогических работников и 25 сотрудников обслуживающего персонала.

И, конечно же, отдельное спасибо обслуживающему персоналу. Они сильное звено в воспитании, особенно своим личным примером – примером труда. Это люди, которые с порога в школе поддерживают порядок: порядок пропускного режима, дисциплину, порядок уборки, порядок режима питания, порядок финансово-хозяйственной деятельности. Свой труд они всегда сопровождают добрым советом, иногда изделиями ручной работы и рукоделием, порой организаторскими способностями и, зачастую, русской песней, что подчеркивает домашнюю, добрую атмосферу во всей школе.

«Учить детей – дело необходимое; следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей», – писал Максим Горький. Мои ученики, мои дети, моё детство – это те составляющие, которые никогда не кончаются. Детство всегда рядом. Оно – пытливое, любознательное, творческое, открытое, бескорыстное. Детство идёт в ногу со временем, не даёт скучать, заставляет, порой, догонять его, поспевать за ним. Ведь уже даже воспитанники дошкольных групп вполне сносно обращаются с современными интерактивными девайсами, и уже на ступени школьного образования самостоятельно вращаются в сети и добывают себе новую информацию. Многие из них никогда не видели стационарного телефона с вращающимся диском, коричневых деревянных классных досок, фотоаппаратов с пленкой… И дошколята, и ученики уже не представляют себе занятий и уроков без презентационного, аудио- и видео-сопровождения. А уж этот электронный дневник!.. Хорошо это или плохо – покажет время. Но это есть и не мешает ученикам добывать знания, хорошо учиться, быть внимательными, учтивыми, патриотичными.

Мои ученики – успешные люди. Мои ученики – творческие личности. Мои ученики физически активны. Мои ученики – мои друзья. Дорогие ребята, в свой день рожденья я желаю вам не останавливаться на достигнутом, порой, не жалеть себя, быть активными во всех сферах жизнедеятельности, пока не выберете для себя что-то одно, быть взаимовежливыми, уважать мнения и интересы окружающих, быть терпимыми и участливыми. Тогда всё будет по плечу. Мне приятно, что благодаря вам, мои ученики, у меня уже есть несколько социально значимых статусов: я – и школа-мама, и школа-бабушка, и даже уже школа-прабабушка, потому что многие из моих выпускников привели уже своих внуков под моё крыло. Спасибо за доверие! И так всё повторяется вновь. Конечно, ведь часть современного коллектива родителей – тоже мои ученики. И это тоже целая моя история. Тоже моя сильная сторона. Да и в целом я всегда ощущала поддержку со стороны родительской общественности. Спасибо вам, родители, что во время скоротечных реформ вы остаётесь тем звеном образовательных отношений, которое помогает, понимает, советует, спорит, вносит предложения и коррективы в непростое, загруженное документацией учительское дело.

От сентября до сентября – это ли школьная жизнь? Конечно, нет! Школьная жизнь гораздо больше и шире, чем девять месяцев учебного года и даже двенадцать месяцев календаря… Школьная жизнь – это… миг. Да?

С вами была я, Сусанинская школа. И я принимаю поздравления.