Домофон, пусти в дом!

Домофон стал привычным атрибутом нашей повседневной жизни. Благодаря этому маленькому агрегату можно больше не волноваться, что в подъезде тебя поджидает маргинал с не самыми благими намерениями. Лампочки никто не выкручивает, на стенах плохие слова не пишут. Дом дает нам чувство защищенности, домофон это чувство усиливает.

В новостройках домофоны уже вмонтированы во входную дверь подъездов, за их работу отвечает управляющая компания или руководитель ТСЖ. В домах старого фонда жильцы устанавливают домофоны сами.

Мы даже представить не могли, что в этой теме может быть такое количество подводных камней, пока к нам не обратились жильцы одного из домов Гатчины с вопросом, правомерно ли с них собирают деньги за обслуживание домофона. Казалось бы, что с ним может случиться?

Изучив вопрос, мы пришли к выводу, что система установки и последующей эксплуатации домофона больше напоминает сложный ребус со всевозможными «если».

Если не все жильцы считают домофон необходимым, как распределить стоимость его установки? Если работу монтажников оплатила только половина жильцов подъезда, за чей счет оставшимся жильцам будут изготовлены «таблетки» от входной двери? Стоит ли заключать договор на обслуживание домофона, если он «все равно никогда не ломается»?

Мы попытались разобраться и вот что выяснили.

Закон гласит, что компания, устанавливающая домофон, должна заключать договор с каждым из жильцов подъезда или дома, записывая его паспортные данные. Иначе договор считается недействительным.

Представитель компании «Гатчинские домофоны» Юрий Кадейкин поделился своим опытом:

— У нас процесс сотрудничества с жильцами организован следующим образом: один домофон устанавливается на один подъезд, где мы заключаем один коллективный договор, вписывая в него всех абонентов. Помимо этого, каждому жильцу предоставляется индивидуальный экземпляр договора. Подобная схема работы максимально приближена к юридическим нормам, здравому смыслу и удобству жильцов.

В случае если один или несколько жильцов отказываются оплачивать установку домофона, все то же законодательство гласит, что никто не вправе ограничивать вход гражданина в его квартиру.

Действительно, домофонная компания обязана предоставить гражданам, отказавшимся от домофона, возможность попасть в подъезд и, соответственно, в свою квартиру. Эта возможность предоставляется в виде предложения приобрести «таблетку» от входной двери. При этом домофонная трубка в квартиру устанавливаться не будет. Бывает, что некоторые граждане не хотят платить даже за «таблетку», но согласитесь, что при наличии домофона в вашем подъезде станет безопаснее.

Много вопросов возникает по поводу того, относится ли домофон к общему домовому имуществу.

С одной стороны – да. Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, в состав общего имущества, в том числе, включаются автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома – домофоны.

С другой стороны, чтобы имущество считалось общим имуществом дома, оно должно быть изначально предусмотрено в проекте дома. В этом случае его обслуживанием занимается управляющая компания.

Гражданам стоит помнить, что компания, установившая домофон, несет гарантийные обязательства перед жильцами. В этот период обслуживание домофона, замена вышедших из строя элементов домофонной системы и их ремонт должны осуществляться бесплатно. Так, гатчинская компания «Орден Тамплиеров», занимающаяся установкой домофонов, осуществляет бесплатное гарантийное обслуживание установленных домофонов в течение одного года. Об этом рассказал главный инженер компании Александр Кононов. По словам Александра, по истечении гарантийного срока обслуживания компания предлагает жильцам заключить новый договор на дальнейшее обслуживание домофона.

Многих волнует вопрос, стоит ли ежемесячно платить «непонятно, за что» или выгоднее вызывать мастера непосредственно в случае поломки домофона?

Исходя из текста закона «О защите прав потребителей», жильцы могут сами выбрать любую фирму, которая будет обслуживать домофон, а также могут вообще не заключать договор на обслуживание ни с одной организацией и вызывать специалиста только при наличии каких-либо проблем с устройством.

Но, по словам Юрия Кадейкина, домофон – это не одна вызывная панель с кнопочками, которая установлена на входной двери. Это большая система, которая состоит из нескольких блоков, расположенных в разных частях дома и связанных между собой проводами.

С ним согласен Александр Кононов, который считает, что, заключая договор на обслуживание, за символическую плату жильцы получают полную уверенность в том, что их домофон будет исправно работать, а в случае поломки его оперативно отремонтируют.

Для заключения договора на обслуживание домофона жильцам необходимо организовать общее собрание, принять решение и задокументировать его.

Свой комментарий по этой теме дал директор МУП ЖКХ Гатчины Александр Федоров:

— Жильцы могут установить домофон в своем подъезде, связавшись с домофонной компанией напрямую или через свою управляющую компанию.

Со своей стороны могу заверить, что наша управляющая компания работает только с проверенными организациями, претензий к качеству работ которых у нас нет. Плату за ежемесячное обслуживание мы собираем для этих компаний самостоятельно, добавив соответствующий пункт в квитанцию за коммунальные услуги. В случае поломки домофона, жильцы имеют возможность вызвать специалистов компании самостоятельно или обратиться к нам.

К сожалению, не все домофонные компании согласуют с нами свои действия. Отсюда возникают проблемы: некачественно проложенные сети, не санкционированные подключения. Порой приходится ремонтировать подъезды и крыши после такой установки.