Прогулки по средневековой Гатчине и ее окрестностям

В этом году Гатчина отметит 220-ую годовщину со дня присвоения ей указом императора Павла I статуса города. Однако история города своими корнями уходит далеко в эпоху средневековья.

На месте Гатчины в прошлом существовало древнее селение Хотчино, расположенное в Богородицком Дягиленском погосте, находящемся в Водской пятине на земле Великого Новгорода. Административнотерриториальным центром погоста было село Дяглино (в настоящее время деревня Тяглино Гатчинского района). В Новгородской Писцовой книге 1499/5000 годов это селение упоминается под названием «Дяглино».

«А на погосте церковь Рожество Пречистые», сообщается в документе. Рядом с храмом находились дворы местного духовенства: попа Федора и дьяка Ивашки, «…пашни у них церковные на четыре коробьи на ржаную, а в обжи не положены». В самом же селе, как указывает Писцовая книга, располагалось семнадцать крестьянских дворов, принадлежащих помещику Ивану Семеновичу Самаринову.

Помимо указанного села Хотчино, в состав погостинского прихода входило 36 населенных пунктов. Среди них села: Колпницы (ныне Большие и Малые Колпаны), Стаища (ныне – Тайцы), Парицы, Порсково на реке Пудости; сельца: Освища (ныне – Вопша), Пудость, Туганицы, Войсковичи (ныне – Войсковицы), «село Скворицы в верховьи речки Пудости»; деревни: Мощна (ныне – Мозино) и другие. Некоторые из указанных названий: сельца Ляны, Порзница и Худгостицы, деревни Стопкино, Черепа, Соцткое, Вздыни и Черенковичи и другие, в наше время уже не существуют. В писцовой книге упоминается также «дер. Зогоска на Хотчине», которая, позднее, стала предместьем Гатчины – деревней Загвоздкой. «В Дягиленском же погосте Великого Князя села оброчные…за детми за боярскими в поместиа», сообщается в Писцовой книге.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы существовала весь ХVI век и была утрачена в период с 1611 по 1617 год. Последним ее настоятелем был Дмитрий Прокофьев, который в 1615 году, согласно документальным источникам, уже не служил, но оставался жителем погостинского села.

Во времена шведской оккупации название погоста и его границы сохранились без изменений. При новых хозяевах на карте появляются восемь новых географических названий. В шведских Писцовых книгах 1618-1623 годов Тяглино упоминается как пустошь Dagilina. Спустя некоторое время в заброшенной деревне поселилось несколько семей переселенцев из Финляндии. В 1647 году здесь была построена лютеранская кирха, а само село стало центром прихода Тааkeli (Тяякели). При детальном знакомстве с документами можно заметить, что финская церковь находилась в ближайших окрестностях Тяглина – в деревне Роdgostilits. На карте Ингерманландии А.И. Бергенгейма, составленной по материалам шведской карты 1676 года, обозначено селение Daglina. На плане 1679 года рядом с кирхой показан пасторат и ближайшая деревне Тяглино помещичья усадьба – Войсковицы. Известно, что в конце ХVII века тяглинский пастор Якоб Меделин проживал в соседней деревне Sраnko (ныне – Шпаньково). По рассказам местных старожилов, в деревне неоднократно находили старинные шведские монеты.

В начале ХVIII века, после освобождения русскими войсками Приневского края от шведских захватчиков, Тяглино сохраняло статус лютеранского приходского центра, пока в 1731 году кирха не была перенесена в деревню Шпаньково. Спустя столетие в деревне, поделенной на две неравные части: русское Тяглино и чухонское Тяглино, находилось 35 крестьянских дворов, а само селение относилось к Гатчинской дворцовой вотчине. Интересно будет отметить, что в финской части деревни, помимо финновсавакотов, проживало несколько семей ижорцев. Финны, по отношению к русскому населению, здесь составляли большинство.

Весь период дореволюционной истории Тяглино входило в состав церкви Николы Чудотворца в селе Сиворицы. Например, в 1765 году в Метрической книге Никольской церкви, упоминается «деревня Дяглина вотчины Гатчинской мызы князя Куракина». Известно, что в 1793 году старостой русской части деревни был крестьянин Иван Степанов. В метрических книгах первой четверти ХIХ столетия встречаются имена православных жителей деревни, среди них Михаил Семенов, Никита Кузьмин, Яков Кузьмин и другие. В 1831 году впервые упоминается «фамильный» крестьянин Григорий Семенович Лазарев.

По статистическим сведениям Гатчинского дворцового имения за 1853 год селения Тяглино было самым «солидным» в имении по количеству прирезанной к ней земли – 1300 десятин. В 1864 году число русских жителей деревни составляло всего 35 человек (13 мужчин и 22 женщины). В архивных документах последней четверти ХIХ века чаще всего встречаются имена тяглинцев: Андрея Адамовича Кунто, Федора Григорьевича Лазарева, Ивана Тимофеевича Лазарева и других. На плане конца ХIХ столетия вокруг деревни обозначено несколько эстонских хуторов.

Попытки найти место, где предположительно могла располагаться погостинская церковь, предпринимались несколько раз. Например, в 1981 году краевед А. Кузнецов, занимаясь историей Дягиленского погоста, встретился в Тяглино с местными старожилами. «По высокой кроне деревьев нашел кладбище, рассказывал он в своем очерке, опубликованном в газете «Гатчинская правда». – Житель этой деревни Николай Александрович Бурмистров помог в поисках фундамента предполагаемой церкви. Среди кладбища мы обнаружили земляной провал правильной формы. Это место было свободно от захоронений. Старожил деревни Тяглино Павел Адамович Союнен подтвердил наши предположения. Более того, он сказал, что в деревне была не одна, а две церкви. Православная церковь стояла там, где мы нашли земляное углубление, на кладбище. Лютеранская же стояла чуть поодаль, на горке…».

Я также решил провести свое краеведческое исследование и летом 2000 года отправился в Тяглино. Ознакомившись с планом местности 1885 года, на котором местное кладбище было обозначено в окружении деревень Большое Тяглино, Цыгонеми и Кунтолово (впоследствии, в советское время, они объединились в единый населенный пункт), я побывал на старинном кладбище, где обнаружил несколько захоронений столетней давности и осмотрел так называемый «провал» возможное место нахождения средневекового храма. Старожилы помогли узнать о некоторых забытых страницах истории этой деревни. По сообщению Павла Ивановича Ристаля, 1925 года рождения, со слов его деда Филиппа Ивановича Ристаля (скончался в 1939 году), который много ему рассказывал о старине, в деревне действительно когда-то находились две церкви русская и финская. В петровское время в Тяглино были перевезены крестьяне из Орловской губернии. Их потомки – Лазаревы, Николаевы, Яковлевы и сейчас живут в деревне. Род П.И. Ристаля, согласно рассказам его предков, имел шведские корни. В старину в этих местах жило много финнов. Расположенная по соседству с Тяглино деревня Сигонема переводится с финского языка как Свиной полуостров («сиго» – свинья, «нема» – полуостров). Слышал от деда Павел Иванович и историю о существовании православной церкви. Она находилась на месте кладбища.

Его рассказ дополнил старожил Андрей Иванович Николаев, 1917 года рождения. Раньше среди захоронений старой части кладбища стояло несколько полуразвалившихся каменных крестов, утраченных к началу ХХ столетия. Интересно отметить, что в довоенный период в деревне Таровицы, расположенной в нескольких километрах от Тяглино, археологи зафиксировали два каменных креста: один гранитный, украшенный орнаментом, другой – известняковый, разбитый. В 1955 году гранитный крест был доставлен в Государственный Эрмитаж, а затем оттуда передан в собрание музея истории Ленинграда. Вблизи деревни раньше находились легендарные Шведские могилы.

Изучением следов древних столетий в деревне Тяглино занимался уже упоминаемый известный археолог Л.К. Ивановский. В 1874 году он провел археологические раскопки 47 курганных захоронений, относящихся к ХI-ХII векам. Работы проводились также в соседних деревнях Войсковицы, Большие Борницы, Таровицы и Шпаньково. В отчете был отмечен необычайный высокий тип местных курганов. К ярким проявлениям погребального ритуала в этих местах и в целом среди средневековых могильников Ижорского плато относилось широкое распространение погребений в сидячем (и в полусидячем) положении. Все обнаруженные находки были переданы в Исторический музей.