Прогулки по Средневековой Гатчине и ее окрестностям
(Продолжение. Начало в № 24 от 10.03.2016 г.)
Во времена средневековья на территории исторической части города Гатчины находился небольшой монастырь, сведений о котором сохранилось очень немного.
Своим появлением он обязан существованию села Хотчино, ставшему предшественником Гатчины. В Новгородской Писцовой книге 1499/1500 годов среди поселений, входящих в состав Богородицкого Дягиленского погоста, обозначено «село Хотчино над озерком над Хотчиным». Интересно отметить, что село принадлежало сразу нескольким помещикам. В писцовой книге сохранились описания двух «жеребьев» (частей) этого населенного пункта. Так, два крестьянских двора – Овсейки Онцыфорова и Палки Онцыфорова с сыном Гридкою, расположенные в селе «над озерком над Хотчиным», – платили оброк Степану Юрьевичу Порховскому, а три двора – Ивашки Сидорова, Полушки Гаврилкова и Ивашки Исакова, расположенные в селе «над озерком над Хотчиным, на горке», платили оброк Ивану Степановичу Самарину. Хотчинские помещики проживали в окрестных селениях: Порховской – в селе Стаища (ныне – Тайцы), а Самарин – в селе Парицы. (Крестьяне пяти дворов сельца Хотчино обязаны были ежегодно поставлять своим помещикам: 4-х баранов, половину говяжьей туши, 4-х кур, 20 ведер пива, до 10 пудов солода (сырья для приготовления пива), 2 сыра, около 8 килограммов хмеля, свыше 2-х тысяч метров льняных нитей, полтора воза сена и т.д..) Однако в Писцовой книге упоминаний о монастырском городище нет. Отсюда можно сделать вывод, что оно было основано позднее и простояло довольно недолгий период.
В другом летописном документе за 1595/1596 год сообщается об одном из местных помещиков Иване Мордвинове: «В Воцкой пятине в Копорском уезде в Дягиленском погосте за Иваном за Болшовым сыном Мордвинова жеребей в деревне в Хотчине Концы. И всего за Иваном в Дягиленском погосте в двух деревнях по жеребью да в трех пустошах по жеребью в живущем и впусте 16 обеж без полчети». Кроме того, земельные владения Мордвинова находились в соседнем Грязневском погосте.
По некоторым историческим исследованиям петербургских историков известно, что «городище Хотчинского монастыря» с церковью Николая Чудотворца просуществовало с конца ХVI столетия и было полностью уничтожено в первые годы шведского владычества. Интересные сведения о монастыре, относящиеся к 1612-1613 годам, обнаружил несколько лет назад краевед Дмитрий Сергеевич Рябов. Они повествуют о строительных или ремонтных работах, которые здесь проводились. «Новые пустыни з городища Хотчинского монастыря строителю старцу Митрофану… – сообщает запись старинного документа. – Дано под тот монастырь в нынешнем 121 году в Водской пятине в Дягиленском погосте на Жеребятне 20 чет…».
По данным Шведских переписных книг 1618-1623 годов упоминаний о монастыре уже нет, да и во всем селе Хотчино проживало только два бобыля Ивашка Чернецов и Савка Ларионов, остальные жители бежали от неприятельского засилья в Новгородские земли. Всего же в Дягиленском погосте переписчики зафиксировали 37 крестьян.
Можно предположить, что село и монастырь располагались на живописных прибрежных холмах Черного озера. Такого же мнения придерживаются и некоторые петербургские историки, называя даже конкретный адрес местоположения села Хотчино – участок современной улицы Чкалова, примыкающий к проспекту 25 Октября. Неслучайно с давних пор горожане находили здесь старинные новгородские, арабские и шведские монеты.
Об одной из таких находок хочется рассказать отдельно. В 1823 году в городе Гатчине, на Большом проспекте (ныне – проспект 25 Октября), на месте современного Дома культуры шло строительство каменного двухэтажного дома, предназначенного для проживания командиров Лейб-гвардии Кирасирского полка. Во время рытья котлована под фундамент на вершине холма, спускающегося к берегу Черного озера, строителями был обнаружен клад древних монет, спрятанных в глиняный сосуд.
В отчетной записке командир Кирасирского полка генералмайор Каблуков сообщал: «Все монеты довольно хорошо сохранились от времени, хотя есть и потертые, очень старые серебряные и медные, общим числом 127 штук разного достоинства, как русские, так и иностранные». При осмотре монет оказалось, что самая ранняя из них датируется 1462-м годом. В александровскую эпоху монеты из этого клада, видимо, не вызвавшие особого исторического интереса, были переданы в качестве учебного пособия в Гатчинский императорский Воспитательный дом, позднее преобразованный в Сиротский институт, где впоследствии коллекция монет затерялась…
Именно на месте находки клада и могло находиться село Хотчино, рядом на прибрежной территории располагались городище Хотчинского монастыря и кладбищенский погост, где могли находиться и монастырские захоронения. Еще в прошлом и позапрошлом веке любознательные гатчинцы, несомненно, замечали возвышающиеся на прибрежном холме Черного озера странные земляные горки и насыпи различных размеров. Часть их них группами располагалась на территории у здания городских бань, часть примыкала к участку усадьбы командира Кирасирского полка и даже к участкам частных домов некоторых местных жителей, проживающих на Люцевской улице (ныне – улица Чкалова). Вряд ли тогда догадывались гатчинцы, что это были древние захоронения хотчинцев. Сохранившиеся документальные источники и воспоминания старожилов позволяют утверждать, что о древних курганах по городу ходили легенды уже в ХIХ веке. Однако нельзя согласиться с мнением некоторых гатчинских старожилов, считавших, что эти старинные захоронения являются «шведскими могилами» и относятся к эпохе шведского владычества в нашем крае.
Один из курганов запечатлен на фотографии, сделанной в начале 1890-х годов Владимиром Веревкиным, сыном известного в городе купца 1-й гильдии, владельца трактира и гостиницы Павла Петровича Веревкина. На снимке можно хорошо рассмотреть одиночный, находящийся на некотором отдалении от общей группы высокий курган. За ним просматривается Большой проспект и Адмиралтейский мост, перекинутый через протоку, соединяющую Черное и Белое озера. На вершине кургана растет раскидистая береза, а рядом с ним проходит дорога, соединяющая проспект с Приоратским парком.
На значительные размеры кургана указывают запечатленные у его подножия отдыхающие люди – представители большого семейства Веревкиных. Эту любопытную фотографию в свое время мне подарила внучка Екатерины Петровны Веревкиной, в замужестве Ермолаевой, приходившаяся сестрой автору снимка, жительница Санкт-Петербурга Нина Николаевна Бушуева, 1925 года рождения. Уникальный памятник прошлого уже не существует, он был снесен в послевоенные годы, и поэтому уцелевший старинный снимок представляет не только краеведческую, но и документальную ценность. Интересно, что в семейном архиве Веревкиных эта фотография была известна под названием «Гатчинский курган». Гатчинский курган упоминается в «Юрнале береговой описи находящихся озер при Гатчинском дворце, веденному в 1783 году октября с 9 дня штурманом прапорщичья чина Алексеем Крыласовым». В рукописном журнале, среди перечисленных объектов: винокуренного завода, чухонской риги, старой мызы, значится «курган», близ которого на протоке из Черного озера в Белое были устроены плотинный шлюз и над ним мост.
В августе 1932 года город облетела весть о странных находках, обнаруженных при строительстве Дома культуры. Рабочие, добывающие песок в карьере на берегу Черного озера у здания городских бань (в настоящее время здесь находится офис Гатчинской городской электросети), неожиданно наткнулись на человеческие скелеты и металлические предметы. Прибывшая на место находки научная сотрудница Гатчинского дворца-музея Н.П. Кореневская подтвердила историческое значение обнаруженного захоронения, предприняла первичные меры по охране памятного объекта и сообщила о нем в Ленинградскую государственную академию материальной культуры. А вскоре в Гатчину прибыла группа археологов во главе с известным исследователем Владиславом Иосифовичем Равдоникасом. Начались масштабные археологические работы.
Вот какое описание дает этому событию гатчинский краевед Владимир Иванович Николаев: «На площади в полсотни квадратных метров было обнаружено 22 погребения. В девяти из них найдены различные предметы – железные ножи, медные браслеты, серьги, кольца, по технике изготовления характерные для новгородских ремесленников. По мнению В.И. Равдоникаса, погребения принадлежали крестьянам села Хотчино и датировались им ХIII-ХV вв. Так в Ленинградской области был открыт еще один археологический памятник, вошедший в специальный реестр под названием Ижорского могильника».
Однако принадлежали ли данные захоронения народу ижора, точно установить не удалось, Равдоникас, по мнению известного археолога Евгения Александровича Рябинина, склонен был связывать рассматриваемый памятник с ижорой, «руководствуясь, главным образом, его географическим положением», то есть близостью Гатчины к верховьям реки Ижора. Дальнейшие исследования показали, что этот грунтовый могильник не является ижорским, а является «позднесредневековым кладбищем, оставленным потомками древнерусских колонистов, осваивавших верховье р. Ижоры и принесших с собой курганный обряд погребения».
Однако часть курганов, в связи с ограничением времени, отпущенного на проведение работ, раскопана не была. В своем отчете В.И. Равдоникас писал: «Осмотр поверхности данной возвышенности показал, что на склоне ее, покрытом лесом, несколько южнее карьера и вплоть до самого берега озера еще до сих пор сохранились курганы, по внешнему виду обычного ЛужскоГдовского типа – круглые, полусферические и удлиненные. Всего осталось здесь 6 курганов и одна курганная насыпь, оставленная нами под сомнением, курган ли это». Сохранились снимки, запечатлевшие моменты проведения археологических раскопок.
Раскрытие тайн местных курганов имело большое научное значение для Гатчины. С этого времени сомнений в том, что уже более семи веков назад на месте города находилось селение с названием Хотчино, не было. И хотя время от времени отдельные краеведы все еще пытаются связать историю происхождения названия Гатчина со словом «гать» (дорога, проложенная через топкое место), их версии можно считать неубедительными.
Несмотря на то, что официальные археологические исследования подтвердили возраст основания селения Хотчино – более семи веков, время от времени в руки археологов попадаются и более древни артефакты. Например, в 2009 году мне была передана уникальная находка – шлифованное сланцевое долото русско-карельского типа, датирующиеся второй половиной III – первой половиной II тысячелетия до нашей эры. Эта реликвия в 1975 году была случайно обнаружена учащимися 5 класса Пригородной средней школы в поле, близ деревни Малое Замостье, и передана учительнице истории Нине Васильевне Щедеркиной. Сейчас эта археологическая находка хранится в музее истории города Гатчины.
Память о гатчинском могильнике пытались увековечить местные краеведы. Свое мнение по этому поводу высказали известные историки и археологи. «Установка памятного знака на месте археологического объекта, документирующего начальную эпоху русского заселения района Гатчины в зоне городского отдыха и на линии экскурсионных маршрутов, – сообщали они в письме, в 1982 году, опубликованном в газете «Гатчинская правда», – имела бы, несомненно, историко-воспитательное значение и явилась бы первым подобным актом в Ленинградской области». Письмо подписали: заведующий сектором славяно-финской археологи Ленинградского отделения института археологии Академии наук СССР, доктор исторических наук А.Н. Кирпичников, ученый секретарь института археологии, кандидат исторических наук А.К. Филиппов и старший научный сотрудник института археологии, руководитель Ижорской археологической экспедиции, кандидат исторических наук Е.А. Рябинин. Однако археологический памятник в Гатчине так и не был открыт.
Весной 2008 года этот могильник снова привлек внимание археологов. Его территорию обследовали молодые сотрудники лаборатории археологической исторической социологии и культурного наследия имени профессора Г.С. Лебедева НИИКСИ факультета социологии СанктПетербургского государственного университета. Их работа была предпринята в связи с предполагаемым строительством на месте располагавшейся ранее курганной группы, на берегу Черного озера, областного театра. В результате своего исследования они зафиксировали современное состояние Гатчинского могильника и уточнили его границы. К счастью, здание областного театра – этого архитектурного монстра, не смогло нарушить исторический ландшафт одного их самых достопамятных уголков старой Гатчины.