Творческая династия Кинцурашвили: архитектура пространства, архитектура жизни…

Фамилия Кинцурашвили в Гатчине хорошо знакома многим. А воплощенные архитектурные проекты главы этого семейства – Юрия Кинцурашвили – видели, без всякого сомнения, все. Его памятники первому российскому военному аэродрому и подводной лодке Джевецкого неподалеку от Балтийского вокзала давно уже стали гордостью Гатчины.

Жена Юрия Шотавича – Ольга Соколова – тоже архитектор по образованию, многие годы преподает дизайн и графику на технологическом факультете ГИЭФПТ (бывший Лицей моды). Дочь Анна пошла по стопам родителей, успешно окончив факультет архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина.

Трое художников-архитекторов в семье, каждый из которых является яркой индивидуальностью, и есть творческая династия, в которой знания, умения и чутье художника передаются из поколения в поколение, тесно переплетаясь и создавая удивительную атмосферу творческого поиска и вдохновения.

Ленинградская академия художеств в свое время стала альма-матер для каждого из них, и все же, как это чаще всего и бывает, все начиналось и закладывалось гораздо раньше.

Юрий Шотавич Кинцурашвили родом из города Очамчира (Абхазия). Его отец, Шота Викторович, и мать, Анна Акимовна Витюгова, были врачами. Однако сын по их «медицинским» стопам не пошел. Как и многие дети в советские, да и наши времена, Юрий Шотавич учился рисованию в художественном кружке. И так уж получилось, что его работы увидел сосед-архитектор, посоветовав мальчишке ехать учиться в Ленинград, где существовала средняя художественная школа при Академии художеств.

Окончив пятый класс, мальчик поехал покорять свою первую, очень серьезную вершину. Успешно выдержал вступительные экзамены при большом конкурсе, поступил в живописный класс. Живописцем, правда, не стал – за год до окончания художественной школы решил вдруг перейти в архитектурный класс, а потом поступил на архитектурный факультет Академии.

После окончания Академии художеств Юрий Шотавич работал в крупных проектных институтах Ленинграда, таких, как ЛенНИИпроект, 10-я мастерская, в Ленинградском педагогическом институте им. А. Герцена и других.

Сейчас Юрий Кинцурашвили по преимуществу занимается архитектурной деятельностью – от больших форм до ландшафтного дизайна. В числе его гатчинских реализованных проектов – не только два уже упомянутых сооружения и памятник первому дипломированному российскому пилоту Ефимову у входа на АРЗ 218. Его «карандашу» принадлежат проекты нового углового здания на пересечении улиц Чкалова и Леонова, Торгового центра на ул. Урицкого, 21, интерьеров музея истории первого российского военного аэродрома. По проекту Кинцурашвили и скульптора Ю.Ф. Кузнецова построен необычный мемориальный комплекс «Строганов мост» в Сиверском – разорванная стена и православный крест – на вечную память жертвам Великой Отечественной войны. Также по его проекту сейчас строится здание теннисного центра на ул. Генерала Кныша.

Полученная в художественной школе живописная база, конечно, никуда не делась – несмотря на успехи в своей основной профессии архитектора, Юрий Шотавич занимается живописью до сих пор. Активно участвует в различных выставках в Гатчине, Санкт-Петербурге и других городах России и зарубежья.

Кроме профессии, Академия художеств одарила Юрия Шотавича еще одним ценным «приобретением» – знакомством с будущей женой Ольгой Владимировной, которая тоже училась на факультете архитектуры.

Путь в архитектуру для Ольги Соколовой был более прямым и предопределенным: мама – строитель по профессии, отец – художник. «Пазл» призвания в ее случае сложился быстро и естественно. Произошло это в Череповце, где встретились отец и мама, приехавшая в этот город из Ленинграда по распределению.

– Атмосфера творчества окружала меня с самого детства, – вспоминает Ольга Владимировна. – Отец работал главным художником в Череповецком Доме культуры, руководил народной студией, занимался оформлением праздников, постановкой спектаклей, был лауреатом Всероссийского фестиваля искусств. Я буквально выросла в театре…

Она рано поняла, что хочет быть архитектором. Поступила в Ленинградскую академию художеств, окончив ее по специальности архитектор-художник. После окончания института Ольга Соколова работала в проектном институте «Ленжилпроект», а затем и в Проектном институте №1 Ленинграда.

– Там были очень интересные объекты, – вспоминает Ольга Владимировна. – Главное, что все они реализовывались на практике. Наша группа занималась заказом от ЦК КПСС, создавая проект издательского комплекса «Лениздат» на Ленинском проспекте. Правда, запустить мы успели только один комплекс – газетный. Началась перестройка, наша команда распалась, а я ушла в декрет…

Семья Кинцурашвили на тот момент уже обосновалась в Гатчине, где после войны жили дед и бабушка Ольги Соколовой. Выйдя из декрета, Ольга Владимировна устроилась на работу в Гатчинский лицей моды – не хотелось надолго оставлять маленькую дочь.

– Думала, это ненадолго, оказалось – навсегда, – улыбается она.

Это ее решение предопределило очередной серьезный поворот в профессии – Ольга Владимировна стала педагогом, и вот уже более двадцати лет преподает дизайн и графику юным гатчинским модельерам.

На вопрос, что является самым важным в ее работе, отвечает просто: «Главное – раскрыть потенциал у студента. Если это удается, значит, цель достигнута».

– Художник работает всегда сам, один, а педагогическая деятельность – это всегда совместная работа педагога и студента, – говорит она. – Для этого взаимодействия не бывает четких алгоритмов. Результат деятельности хорош только тогда, когда работают оба.

Если говорить о результатах, то они, и правда, очевидны. Коллекции, которые создаются совместными усилиями педагогов и студентов технологического факультета ГИЭФПТ, получают высокие оценки на конкурсах самого разного уровня – от местных и областных до международных. Российский конкурс «Дыхание весны», открытый конкурс модельеров «Золотая нить», международные «Адмиралтейская игла» и «Экзерсис», конкурс молодых дизайнеров «Поколение Next», участие дипломных работ студентов в международной выставке «Индустрия моды» – и это далеко не все!

– Наши коллекции – это результат работы всего коллектива, – говорит Ольга Владимировна. – Это совместный труд дизайнеров, конструкторов, технологов. И это чем-то напоминает работу архитектора, которая не имеет смысла без слаженной команды.

Но сходство между модельным искусством и архитектурой на этом не заканчивается, ведь в основе и того, и другого видов творчества – вдохновение, воображение, чувство стиля, ритма и внутренней гармонии.

Ольга Владимировна показывает акварельные рисунки своих учеников. На них последовательно запечатлено рождение удивительных образов, видно, как уверенно нащупывают почти еще детские руки путь от реальности к удивительному вымыслу. На исходных картинках – цветы: орхидеи, каллы, маки, ирисы, чертополох… В итоге – удивительные, порой очень изысканные костюмы.

Непрерывное движение, поиск, развитие – свойства, присущие не только профессии художника, архитектора или дизайнера. Это еще и неотъемлемое качество молодости.

Своим самым главным «проектом» творческая семья Кинцурашвили, несомненно, считает дочь Анну.

– Я не хотела настаивать на какой-то определенной профессии для нее, – рассказывает Ольга Владимировна. – Если человек чего-то хочет, к чемуто стремится, у него обязательно получится. Аня сначала занималась в музыкальной школе по классу фортепиано, пела в хоре у Огородновых. Музыкальную школу закончила успешно, продолжая заниматься музыкой и после девятого класса.

А в одиннадцатом классе мы повезли дочь в Санкт-Петербург, в Академию художеств – на день открытых дверей, посмотреть, как занимаются студенты, показать ей атмосферу занятий. Аня увидела все это и сказала: «Я хочу учиться только здесь!»

И вот тогда она начала готовиться, да как!

– Специального художественного образования у нее не было, рисовала до этого сама, – говорит Ольга Владимировна. – Она начала заниматься с преподавателями – каждый день, в течение двух лет, буквально не поднимая головы. За это время она освоила рисунок, живопись, композицию, в итоге получив очень высокий уровень подготовки. Через два года она, как и мы когда-то, поступила на архитектурный факультет Академии художеств. Я считаю, это только ее заслуга…

В сентябре 2015 года в культурно-выставочном пространстве «Весна» гатчинского Центра информационных технологий открылась совместная выставка архитектурной графики Юрия и Анны Кинцурашвили. Основной концепцией выставки стала визуализация процесса рождения архитектурных объектов от идеи и образа до воплощения в реальном пространстве города. В качестве «экспонатов» были представлены и некоторые из учебных проектов Анны, макеты музеев, жилых кварталов и артобъектов, рисунки и эскизы.

Клаузуры (краткосрочные зарисовки на заданную тему), выполненная китайской тушью графика, грандиозный дипломный проект Музея обороны и блокады Ленинграда – каждая из этих работ говорила о смелости и вдумчивости молодого архитектора, который не боится браться за самые сложные и глубокие темы.

Тогда, на выставке, Анна призналась, что архитектура для нее – это, прежде всего, любовь к окружающему миру, к природе, к людям: «Настоящий архитектор черпает вдохновение именно из природы. Архитектура – это то, что создается для людей, это среда, которая их воспитывает. Стало быть, архитектор должен испытывать чувство ответственности за внешний облик и содержание этой среды. А для этого нужно, чтобы он был нравственно чистым человеком…»

– Конечно, мы гордимся нашим ребенком, – говорит Ольга Владимировна. Она листает альбом-портфолио Анны Кинцурашвили. Учебные работы, проекты, клаузуры… Участие и победы в престижных конкурсах молодых архитекторов… Но дело, разумеется, не только в конкурсах.

– Всегда приятно, когда твое дело продолжают, – признается Ольга Соколова. – В прошлом году Аня успешно окончила Академию художеств, получив похвалу государственной архитектурной комиссии после защиты дипломного проекта. Сейчас работает в архитектурной мастерской, создает проекты жилых домов, которые идут сразу на строительство. И чем дальше, тем ей только интереснее…

Если говорить о семейных традициях, складывающихся годами, то особое удовольствие члены семьи Кинцурашвили получают от совместных путешествий в разные города и страны.

– Со временем нам становится все интереснее путешествовать втроем, – говорит Ольга Владимировна. – Аня всегда с удовольствием ездит с нами. Выбирает места, интересные с точки зрения архитектуры, искусства.

– Что объединяет нашу семью? Конечно, это некая общая атмосфера, общие интересы, постоянные разговоры об искусстве, архитектуре, выставках, о профессии вообще. Так у нас было всегда. С Аней мы ходим на выставки, в театр, консерваторию с детства – ей всегда это было интересно. Аня – полноценный участник нашей семейной жизни, без нее ничего не обсуждается – творческие или любые другие вопросы. Мы говорим на одном языке…