К 250-летию Гатчинского дворца. Антонио Ринальди и дворец Неаполитанских королей в казерте

Без сомнения, Италия – это Мекка для всех, кто творит, любит, изучает искусство и красоту во всех ее проявлениях. Не случайно считалось, что, не побывав в Италии, не станешь настоящим художником. В прошлом году мне с друзьями посчастливилось увидеть юг Италии – города Неаполь, Помпеи и Казерту.

Казерта известна, прежде всего, тем, что в ней находится бывшая загородная резиденция неаполитанских королей и знаменитый дворцово-парковый ансамбль, построенный выдающимся итальянским архитектором Луиджи Ванвителли. Именно у него учился «наш» (не побоюсь этого слова) Антонио Ринальди. И побывать на родине Ринальди, где он начинал работать как архитектор, сравнить дворцы в Казерте и Гатчине, понять приемы архитекторов было моей давнишней мечтой.

А. Ринальди, как и его учитель, родился в Неаполе или его окрестностях около 1709 года, а Л. Ванвителли в 1700 году. Наставник был не намного старше, но уже имел репутацию «самого образованного архитектора», превосходного живописца, рисовальщика, инженера-гидравлика, градостроителя, а также обладал редким даром передавать свои знания и мастерство. У Л. Ванвителли Ринальди прошел отличную школу архитектурной практики, участия в строительстве многих его сооружений, в том числе в Риме.

Самое главное детище Л.Ванвителли – это, конечно, резиденция в Казерте, над возведением которой он работал до конца своей жизни. Считается, что этот ансамбль – «ответ Версалю» неаполитанских королей, хотя образцом также служил и королевский дворец в Мадриде.

Сегодня от Неаполя добраться до Казерты просто: 40 км и 30 мин на электричке. Казерта – крупный город в итальянском регионе Кампания. Дворец или Реджади Казерта видишь прямо от вокзальной площади. К нему ведут три дороги-луча, знаменитый версальский прием.

Сразу скажу, что и дворец, и парки, его окружающие, можно определить одним словом «гран-ди-оз-но», прежде всего, по невероятным масштабам. В свое время дворец по проекту Ванвителли считался самым большим по площади. Площадь 5-этажного здания и еще два подземных этажа – 47 тыс. кв. м и 1217 помещений!

В плане он представляет собой прямоугольник, разделенный на четыре части пересекающимися галереями с четырьмя внутренними дворами, которые напоминают дворы Арсенального и Кухонного каре Гатчинского дворца.

Протяженные фасады дворца ориентированы на четыре стороны света и достаточно строгие, без излишних украшений. Это тоже напоминает каре, хотя они были перестроены уже в XIX веке под руководством архитектора Р.И. Кузьмина. Нижние этажи (есть и антресольный этаж с маленькими окнами, как в Гатчинском дворце) облицованы камнем, а верхние оштукатурены. Пилястры, объединяя два верхних этажа, выделяют бельэтаж и королевские апартаменты.

Известно, что по одному из замыслов Л.Ванвители хотел по углам здания построить квадратные башни, а над центром – большой купол на высоком барабане. Мне тоже показалось, что огромному зданию не хватает вертикальных линий, и башни, как у нас в Гатчине, стали бы прекрасными площадками для осмотра великолепных видов окружающего ландшафта. Не делая подробного анализа, еще хочу добавить, что дворцы в целом разные, но некоторые детали оформления как фасадов, так и интерьеров есть общие. Например, с радостью увидела на фасадах дворцов неаполитанского двора полукруглой формы сандрики, как у нас над круглыми окнами башен.

Осмотр дворца, как и советовали, мы оставили на вторую половину дня и пошли в парк «по холодку» (в сентябре жара была за 30 градусов). Для этого нам пришлось пересечь все здание поперек по сквозной с высоченными сводчатыми каменными потолками галерее. Для сравнения: в Гатчинском дворце Ринальди тоже построил галерею, соединяющую два вестибюля, по которой можно было со стороны площади (луга) пройти и проехать прямо в парк.

Парк тоже проектировал Ванвителли, и он огромных размеров (более 120 га). Состоит из двух самостоятельных парков: один – Французский с регулярной планировкой, который начинается от дворца, а другой – Английский, с пейзажной.

В основе первого парка устроена ступенчатая система каскадов с бассейнами и извергающими струи воды фонтанами. Протяженность линии каскадов – 2 км! И если в Версале и Петергофе – это перспектива, идущая вдаль от дворца, то в Казерте, наоборот, вода мчится вниз ко дворцу с холма, поступая из акведука. До сих пор этот акведук подает воду не только в Казерту, но и Неаполь.

Водные каскады украшены фонтанами с огромным количеством статуй на мифологические сюжеты: фонтаны Диана и Актеон, Венера и Адонис, Эол и Юнона, Церера… Ошеломляющее зрелище!

Мы весь путь от последнего фонтана Маргарита до первого в системе каскадов у подножия холма со скульптурной группой Венера и Адонис (которая иллюстрирует, как богиня пытается отговорить прекрасного юношу от охоты на дикого вепря) проделали пешком. Было нелегко, можно, конечно, и в колясках или на велосипедах, но за деньги.

А потом, через ворота в ограде, разделяющей два парка, мы с не меньшей радостью свернули в другой – Английский.

Английский парк с извилистыми прохладными дорожками, зелеными, освещенными ярким солнцем лужайками, живописными куртинами из деревьев и кустарников, заросшими прудами с лилиями и огромными карпами, а также руинами в духе развалин Помпей представляет собой земной рай! Его площадь 30 га. Не случайно в Гатчине А.Ринальди тоже создавал один из первых пейзажных парков России.

Несмотря на «естественность», Английский парк также может называться «ботаническим садом», т.к. большая часть растений под руководством известного ботаника Графера привозилась из разных областей неаполитанского королевства, европейских стран и даже Австралии, Японии и Китая. Мы любовались такими экзотическими деревьями как эвкалипты, тисы, лавры, кипарисы, магнолии, платаны, пальмы… Есть в парке и такие элементы романтического парка, как мрачный грот с водопадом, какой-то склеп, поросший мхом, а также остров Венеры и оранжереи с розарием.

Обратный путь снова пришлось пройти вдоль каскадов, но уже спускаясь, и нас спасали от лучей палящего неаполитанского солнца не только тенистые аллеи по обеим сторонам, но и наши зонтики. Так хотелось взмолиться о пощаде, пропев «O Sole мiо».

Наконец, мы погрузились в прохладу вестибюля дворца. Как отметил аббат Ришар де Сен-Нон в альбоме-путеводителе ХVIII века: «Италию стоит посетить хотя бы затем, чтобы увидеть этот дворец».

Проект на 16 выгравированных медных досках будущего дворца и города Луиджи Ванвители представил королю Неаполя и Сицилии Карлу Бурбонскому в декабре 1751 года. Через месяц был заложен первый камень в основание дворца монархом, а второй – самим архитектором. На втором камне была сделана латинская надпись: «Да продлятся дни сего дворца, папского престола и королевской власти до тех пор, пока этот камень снова не увидит солнце».

Антонио Ринальди на этом торжестве не было, он уже отправился в Россию, но с замыслами своего учителя, конечно, был знаком. Так, в январе 1751 года Ванвителли пишет из Казерты своему брату Урбано, аббату церкви Сан-Джованни деи Фьеорентини в Риме: «…когда он (Ринальди) сюда прибудет, я ему все покажу и объясню, что нужно будет сделать».

Возведение дворца затянулось на многие годы. За это время менялись короли и размеры финансирования. К сожалению, ни Луиджи, ни его сыну Карло Ванвителли, который продолжил строительство после смерти отца, не удалось увидеть его в законченном виде.

Резиденция в Казерте принадлежала неаполитанским королям до 1860 года. Преемниками Карла III были его сын Фердинанд IV, во время французского завоевания – Иоахим Мюрат, женившийся на сестре Наполеона, а после объединения Италии – герцоги Савойские. В 1919 году дворец стал музеем.

Осмотр дворца мы начали с величественной парадной лестницы, ведущей на второй парадный этаж. Лестницу охраняют две статуи огромных и злобных львов.

Конечно, большая часть помещений недоступна для посетителей, но даже о той, которую мы обошли, рассказать подробно невозможно. Самыми большими залами, предназначенными для приема, являются залы Астерии, Марса, Тронный, Золотой, Весенний, Летний, Александровский… Палатинская библиотека, устроенная для королевы Марии-Каролины, занимает аж три помещения. Интерьеры поражают: всюду лепнина с позолотой, фрески, мозаика, живописные плафоны и мраморные полы. В личных покоях висят многочисленные портреты семейства Бурбонов, сохранилась подлинная мебель, например, ванна королевы и колыбелька наследников династии.

Среди картин много пейзажей немецкого художника Якоба Филиппа Гакерта. В Италии Гакерт жил и работал после 1768 года и даже некоторое время занимал должность придворного художника при Фердинанде IV. Картины Гакерта мне вновь напомнили о нашей Гатчине, т.к. до Великой Отечественной войны Чесменская галерея Гатчинкого дворца была украшена тремя полотнами этого художника. Они изображали эпизоды знаменитого морского сражения 1770 года в бухте Чесма и победу русского флота над турецким.

Чесменская галерея или Золотая была одним из красивейших парадных залов дворца, оформленных для Павла. Эти картины – авторское повторение полотен, которые находятся и сегодня в Тронной Большого Петергофского дворца. Их привез в Гатчину еще Григорий Орлов, чтобы поместить в своей приемной. Одна из них уцелела во время войны и сейчас принадлежит Екатерининскому дворцу Царского Села.

Не могу не добавить, что Павел Петрович тоже побывал в Казерте. Это тоже была причина моей поездки. Он с Марией Федоровной посетил резиденцию неаполитанского короля в феврале 1782 года во время путешествия по Европе под именем графа и графини Северных. За две недели великокняжеская чета осмотрела многие достопримечательности Неаполя, побывала на раскопках Помпеи, в Геркулануме, поднималась на Везувий. В залах Реджа ди Казерта для высоких гостей из России были устроены не только парадный обед, но и концерт, а также чтение поэмы «Казерта» фаворита королевы маркиза Тануччи. В Казерте они осмотрели фабрику по производству шелка, который знаменит по сей день во всем мире.

Поэтому я не устаю повторять, что, изучая Гатчину – узнаешь мир, а путешествуя по миру – вспоминаешь Гатчину.

И в конце, как все современные путеводители по Казерте, сообщаю, что на территории бывшей резиденции не раз проходили съемки итальянских и голливудских фильмов, в том числе таких всемирно известных, как «Звездные войны», «Миссия невыполнима», «Код да Винчи», «Ангелы и Демоны».