Ирина Воронина: живое дыхание квилта

В рамках V Открытого фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье» в Центре информационных технологий (ул. Рощинская, 19) до 30 июля будет работать выставка известного мастера арт-квилта Ирины Ворониной.

Ирина Воронина по образованию – архитектор-художник. Она – член Союза художников России в секции декоративно-прикладного искусства, участник творческого объединения «Синий гранат» и Европейского объединения «Art Quilt Fusion». В рамках основного образования занимается проектированием общественных и частных интерьеров, книжной и журнальной графикой.

Ирина Воронова – участница многочисленных выставок, конкурсов и фестивалей с интерьерами и текстильными панно в России, Канаде, Франции, Великобритании, США, Японии, Финляндии, Венгрии. Ее работы находятся в частных собраниях в Санкт-Петербурге, Гатчине, Германии, Финляндии, Канаде.

Над текстильными панно в технике «художественный квилт» (арт-квилт) Ирина Воронина работает с 1989 года. По словам художницы, лоскутное шитье для нее – это не просто хобби, это, скорее, образ жизни, позволяющий полностью раскрывать фантазию, развивая до предела творческую мысль. Этому способствует и выбранное направление в этом виде творчества – в отличие от традиционного квилта, в котором, как правило, используются геометрические орнаменты и техника закрытого шва, арт-квилт дает художнику гораздо больше свободы, становясь, по сути, одним из видов искусства.

Особенность любой техники лоскутного шитья – ее качественная двойственность, позволяющая оценивать мастерство художника не только с определенного расстояния, но и вблизи. Петербургская художница не боится работать с огромным количеством фактур и нетрадиционных материалов. Самые любимые из них – шелк, синтетика, органза, обычная марля и даже мешковина. В работе с синтетическими материалами художница часто использует методику оплавления, которая дает порой неожиданные эффекты.

В своей работе художница использует технику открытых срезов. При внимательном рассмотрении заметно, насколько ювелирно обработан каждый лоскуток ткани, включая самые капризные и тонкие материалы. Еще один фирменный прием – рисование стежкой – придает работам дополнительную живость, часто задавая внутреннее направление образам. Работа с цветом также дает обширнейшее поле для творческого эксперимента. А чтобы получить недостающие оттенки для лоскутной мозаики, ткани часто окрашиваются вручную.

Кусочки ткани, из которых Ирина Воронина складывает свои «мозаики», сама она сравнивает с мазками в живописи. Но вначале должен родиться художественный образ, идея будущей картины. Свое первое воплощение образ получает в тщательно разработанном эскизе, в процессе создания которого подбирается нужная «палитра» материалов.

Если искать корни впечатления от работ Ирины Ворониной в живописных техниках, то это, несомненно, акварель – неуловимая, текучая, воздушная. В прочно закрепленных тончайшими нитками стежках, тем не менее, чувствуется постоянное движение. В работах Ворониной живут и действуют все четыре стихии – вода, земля, огонь, воздух.

Если это белая ночь, то она струится над городом, тонкими струйками втягиваясь в слуховые окна на чердаках, светлой вуалью укутывая позолоченные шпили, тончайшим тюлем колеблясь перед раскрытым окном. Если это вода, то она с легким журчанием падает на каменные плиты площадей или бьется об извилистые гранитные набережные Венеции. Если это земля, то это путь, по которому движется вечный странник – человек, преодолевая пустыни и каменные джунгли городов, двигаясь от прошлого к будущего и от суетного к вечному. Если огонь, то это обжигающее солнце греческих островов или тонкие золотые импульсы, пронизывающие толщу Океана, в котором зарождается жизнь.

Часть экспозиции в галерее Центра информационных технологий занимают работы учениц Ирины Ворониной. Эти панно интересны тем, что по ним можно проследить, как в процессе обучения растет мастерство рукодельниц, шаг за шагом осваивающих основы композиции, цветоведения, живописи, непосредственной работы с текстилем.