Гатчина – Сирия. Возвращение

Пока существуют войны, всегда есть жертвы конфликтов и люди, готовые оказать помощь нуждающимся.

Гуманитарная ситуация в Сирии, даже с учетом усилий международного сообщества, всё еще близка к катастрофической. Вести из этой пустынной страны открывают сводки новостей. Но как мало мы знаем о людях, рискующих своей жизнью вдали от родины. А ведь среди тех, кто внес свой вклад в организацию доставки гуманитарной помощи гражданскому населению, есть и наши земляки.

Житель микрорайона Аэродром, инструктор парашютно-десантной подготовки Юрий Потапов человек крепкой закалки. Юрий Григорьевич и в Афганистане бывал, и в мирное время отличился. По диплому Юрий Григорьевич – радиоинженер. А по профессии, скорее, парашютист. Начал заниматься парашютным спортом в 1972 году. Окончил индустриальнопедагогический техникум. Потом служба в армии, сверхсрочная в Военно-воздушных силах страны, Сиверская летная часть, Пушкин, крайний Север и крайний Юг, эвакуация раненых с поля боя. Награжден медалями «За отвагу», «От благодарного афганского народа» и другими наградами.

Десять дней назад Юрий Григорьевич вернулся из командировки.

- Юрий Григорьевич, расскажите о вашем участии в гуманитарной программе в Сирии?

— Мы работали в Иордании в Аммане по Всемирной продовольственной программе (World Food Programme). Эта программа была основана в 1963 году как орган по продовольственной помощи в системе ООН. Является самой большой в мире организацией по оказанию гуманитарной помощи. В настоящее время World Food Programme подключилась к гуманитарному десанту российских ВКС в Сирии.

За два месяца, что я там был, мы выполнили 55 вылетов из Иордании в Сирийскую Арабскую Республику. Груз один и тот же. Исключительно продукты питания: масло, крупы, соль, сахар.

- Как выстраивается воздушный мост, чтобы груз с воздуха попадал на землю?

— С нами работала авиакомпания ООО «Абакан Эир»: их самолеты Ил-76 и экипажи. Самолеты оборудованы специальными приспособлениями для выброса платформ. В один самолет помещается 26 платформ размером 1,5х1,5 м по нижним габаритам. На платформу монтируется мешок с продуктами, сверху парашютная система. Каждая платформа весом от 500 кг до тысячи. По роликам система скатывается в рампу – это люк в задней части самолета. Для ввода в действие парашютной системы есть вытяжной парашют. Все просто, как в любой парашютной системе.

- Насколько рискованными были полеты?

— Риск, конечно, был. Но каждый из нас осознанно принимал решение участвовать в гуманитарной программе, мы просто выполняли свое дело.

Во-первых, наша задача – сформировать платформы и загрузить самолет. То есть скомплектовать гуманитарный груз, уложить парашюты и привязать к платформам. Во время полета мы же и сопровождали груз. Это нужно, чтобы оперативно решать вопросы, если произойдет какаянибудь заминка. А на ограниченной площадке при скорости 400 км в час все возможно. К примеру, ролик не крутится, и все: платформа встала, груз завис. Многое зависит от командира экипажа, в каком режиме он будет выбрасывать груз. Мы бросали в три захода: сначала 10 платформ, затем два раза по восемь. Выброска производилась на специальную площадку в районе Дайр-Эз-Заур, где этот груз принимали и распределяли далее.

- Каким образом отбираются участники программы?

— Лично меня на эту программу подписал мой товарищ – Александр Щеголев из Петербурга. Организации, которая работает с Всемирной продовольственной программой, нужен был опытный укладчик. Мне предложили, и я не отказался. С Александром мы знакомы лет 30. Вместе прыгали. В войну воевали в свое время. У нас теплые, дружеские отношения. В основном, в команде были ребята из Москвы и прилегающих территорий. Почти все – опытные парашютисты. Ведь в этой работе есть определенные нюансы, которые нужно знать. Были и новички, которые быстро влились в команду.

Организация обслуживает много точек. Чтобы люди не застаивались на одном месте, одних перебрасывают, других отправляют на отдых. Такой «кругооборот спецов в природе». Программа обширная. Что и как будет дальше, не знаю, но ребята работают до сих пор. Я думаю, это надолго.

С прошлого года Юрий Потапов – председатель Гатчинской местной молодежной общественной организации «Военно-патриотический клуб десантного профиля имени Героя России В.В. Сивко». У клуба еще нет своего помещения, но есть желающие заниматься и надежда, что благое дело обязательно получит поддержку.