Куда пропали Гатчинские селезни?

Утки в Гатчинском парке – как голуби на площади Сан-Марко в Венеции. Прикормленные гатчинцами и гостями нашего города, они выбрали парк местом постоянного жительства.

Основное поголовье составляют кряквы. «Википедия» говорит, что первое научное описание кряквы сделал еще в середине XVIII века шведский врач и натуралист Карл Линней в десятом издании «Систем природы».

Кряква относится к отряду гусеобразных, семейству утиных, род – речные утки. Самая многочисленная утка России. Крупная, чуть мельче домашней, прародительницей которой она и является. Кряква чаще других уток зимует в городах. Что мы и наблюдаем уже много лет подряд. Но тут возник вопрос: почему наши утки стали все сплошь какието серые шейки: а где красочные селезни? Кстати, даже Карл Линней повелся на яркое оперение и ошибочно отнес самца и самку кряквы к разным видам. Гатчинцы волнуются…

За разъяснениями мы обратились к известному знатоку флоры и фауны гатчинских парков – педагогу Дома детского творчества Людмиле Ивановне Чиринскайте.

— Действительно, каждое лето мы вдруг замечаем, что по глади Белого озера плавают только самки, ни одного яркого селезня нет. Причем, в конце июля эту картину усиливает вид взрослых птенцов кряквы, среди которых, кажется, тоже нет ни одного селезня – все птенцы похожи на маму-крякву. Селезни исчезли? Конечно, нет! Среди тех крякв, которых мы кормим с конца июня по август, большинство – именно селезни. Просто у них происходит полная линька со сменой хвостовых, маховых, покровных перьев. В это время селезни не могут летать, а потому выбирают более спокойные места для отдыха – Вороний, Лебяжий острова, тихие заводи, прибрежные заросли Длинного острова. Здесь селезни часто купаются, чистятся, бьют крыльями по воде, выбивая выпадающие перья. В местах скопления линяющих самцов берег и вода покрываются слоем перьев.

После окончания полной летней линьки они ещё остаются похожими на самок. И все же их можно отличить: у самок клюв коричневато-серый, а у селезней – зеленоватый, и лапки у селезней более яркого оранжевого цвета. И только в конце августа – начале сентября у селезней начинается предбрачная неполная линька, в результате которой они становятся привычно зеленоголовыми яркими красавцами. Такими они и останутся до следующего лета, до новой полной линьки.

- Людмила Ивановна, есть еще один «утиный вопрос»: что за белая ворона – в смысле утка – пасется среди обычных серых крякв? Альбинос?

— Орнитологи говорят, домашняя прибилась. И живет уже не меньше пяти лет – одна и та же. А это не так просто – домашним уткам к стае крякв прибиться. Нелегко ей приходится! Вроде, и рядом с сородичами, но – одна. Появились на Белом озере и уточки с белыми пятнами, которых можно было бы принять за потомков этой «белоснежки», но ведь не проверишь… Эти, пятнистые, могут быть гибридами белой утки и дикой, а может – просто мутация, и тогда «белоснежка» тут ни причем.