Драмкружок – «Встречи» – «За углом»

Драмкружок – «Встречи» – «За углом»

Гатчинскому народному театру исполнилось 55 лет. Нынешний театр-студия «За углом» – прямой потомок и наследник городского театра, 55 лет назад получившего звание народного. Юбилейный вечер, на который были приглашены верные друзья театра и почетные гости, состоялся в воскресенье, 23-го октября, в помещении театра-студии в Доме культуры – за углом.


Зрительный зал был переполнен. Главный режиссер театра Юрий Калугин рассказал, как в начале прошлого века произошла театральная революция, и по всем российским городам разошлась та самая система Станиславского, стала развиваться студийность. В 1936 году Александр Жуков организовал в Гатчине кружок драматического искусства (Жуков руководил им до начала 70-х годов), а в 1961-м кружок получил звание народного коллектива. Это звание подхватили его последователи.

Много лет гатчинским народным театром руководил Сергей Рытов, который дал театру-студии название своего первого спектакля – «Встречи». Театр «Встречи» находился в Доме культуры, его деятельность приняла такой размах, что, в итоге, организовался профессиональный театр – теперь это Гатчинский ТЮЗ в Центре творчества юных. А театрстудия остался в Доме культуры, сохранив звание народного.

В 1988 году в театр пришел новый руководитель – Тамара Алексеевна Шмакова, именно она придумала название «За углом». Тамара Алексеевна возглавляла театр более двадцати лет и создала фестиваль «Авангард и традиции», который в этом году пройдет в Гатчине в двадцатый раз (фестиваль оказался настолько хорош, что европейцы внесли его в реестр фестивалей любительских театров Европы). Последние семь лет народным театром-студией руководит Юрий Алексеевич Калугин.

С юбилеем гатчинский народный театр поздравляли представители областного Комитета по культуре – и главный режиссер, и коллектив театра получили грамоты «за большой вклад в развитие культуры города Гатчины и за преданное служение театральному искусству». Т.А. Шмакова, поздравляя своих преемников с солидной датой, отметила, что театр не изменяет традициям и ставит русскую и зарубежную классику, формирует мировоззрение зрителей; многие участники коллектива выбрали профессию, связанную с театром. Тамара Алексеевна пожелала театру и впредь участвовать в фестивалях и получать лауреатские звания.

Заведующая сектором комитета по культуре администрации Гатчинского района Мария Титова зачитала благодарственное письмо от руководителей города и района – А.И. Ильина, В.А. Филоненко и Е.В. Любушкиной: «…благодарим за верность традициям народного театра, удивительную обстановку близости к зрителю, трепетное отношение к творчеству». Как сказала Мария Леонидовна, 55 лет для народного театра – это целая эпоха, и в гатчинском народном театре – не просто коллектив, а большая семья творческих людей. От гатчинской администрации коллектив театра-студии «За углом» получил сертификат на приобретение видеокамеры.

Ведущий праздника зачитал поздравительную правительственную телеграмму на имя Ю.А. Калугина за подписью губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Все поздравлявшие в этот день желали, чтобы театр развивался и процветал, и чтобы в театре всегда был свой преданный зритель.

В свой юбилейный вечер театр-студия «За углом» не только принимал подарки и поздравления: на сцене демонстрировались отрывки из последних спектаклей: «Банан», «Небесная», «Юбилей», «Петербургские анекдоты».

…После праздника главный режиссер театра-студии «За углом» Юрий Калугин рассказал корреспонденту «Гатчинской правды» о жизни театра сегодня: о новых постановках, о том, почему «За углом» – это театр одноактной пьесы, и о том, что незаменимые в театре – есть.

— Мы выпускаем по четыре-пять новых спектаклей в сезон. Старые – сохраняем, они ставятся реже, но потом могут снова появиться в репертуаре. Этот сезон мы открыли детскими спектаклями: «Про Степку, Муху, Пурша, Чанни и Наташу Румянову» и «Пеппи», кроме того, в детском репертуаре добавился спектакль «Айболит» по Чуковскому.

- На какой возраст рассчитаны эти спектакли?

— У нас нет целевой аудитории, но рассчитано, конечно, на дошкольников и начальную школу. Многие взрослые, посмотрев детский спектакль со своими детьми, потом приходят на взрослый. К несчастью, информационная составляющая у нас такова, что наши потенциальные зрители часто остаются в неведении, многие гатчинцы до сих пор не знают, что в городе есть свой театр. Много вы видели в городе афиш «За углом»? Так случилось и с благотворительными спектаклями для пенсионеров – люди были не в курсе.

- Действительно, благотворительные спектакли – это новость…

— Да, у нас бывают такие вечера. А иногда, например, студенты приходят и просят втроем пройти по одному билету – мы, конечно, пускаем.

- Что нового театр выпустил в этом сезоне, кроме детских спектаклей?

— Летом мы сделали новый спектакль по пьесе «Небесная или Четыре часа ее жизни» Алексея Щипанова и Андрея Абросимова. Это такой поток женского сознания: она находится в очень сложной жизненной ситуации – одновременно в конфликте со своим возлюбленным, одновременно в ситуации сиюминутной, и одновременно она вспоминает, как это все происходило. В общем, стояла сложная режиссерская и актерская задача: так все это выявить на сцене, чтобы зритель понимал, где в какой момент героиня находится. Это моноспектакль, который сделала Оксана Кузьменко.

Второй спектакль – по Уильяму Сарояну, классику американской литературы. У нас идут две его пьесы, написанные в разный период его жизни и представляющие разные стили: «Эй, ктонибудь!» относится больше к реализму, а «Игроки в пинг-понг» – к театру абсурда. И везде интересные человеческие взаимоотношения. Если первая – остро социальная американская пьеса, то вторая – о взаимоотношениях родителей и детей вообще: как образуется новая семья, и как она взламывает старые семейные устои – как ломаются правила.

- Вы говорите, что старые спектакли остаются, но некоторых давно нет в репертуаре…

— Спектакли снимаются только с уходом актеров: у нас ушли две актрисы, и снялся спектакль «Фабрика грез» – по Питеру Хирхе «Редчайшая история о любви» и Тонино Гуэрра «Фотоснимок». Потому что уход даже одного человека, как правило, тянет за собой снятие спектакля: актерский состав небольшой, заменить можно не всех.

- Поэтому вы предпочитаете одноактные пьесы?

— Да, наш театр по своему формату театр одноактной пьесы. Двухактные пьесы ставить сложно: много персонажей, а наши артисты – люди работающие, их тяжело собирать всех вместе на репетиции. И формат нашей сцены – камерный, одноактные пьесы ставятся лучше, они меньше населены людьми. Поэтому наши спектакли комплектуются, как правило, из двух одноактных пьес. Например, «Проходите на кухню» – это две пьесы Петрушевской, «Русский ледниковый период» – две пьесы Светланы Баженовой и Ирины Васьковской. Спектакль по Чехову «Ах, эти дамы!» состоит из «Юбилея» и «Предложения».

Сейчас мы ставим две одноактовки по классику современной английской драматургии Гарольду Пинтеру – «Любовник» и «Пейзаж». Еще намечается премьера по Просперу Мериме, там тоже будет две одноактных пьесы «Небо и ад» и «Женщина-дьявол». Это так называемый «театр плаща и шпаги»: туда входит Тирсо де Молина, Кальдерон, Проспер Мериме – авторы, писавшие про любовь среди испанских грандов.

- Юрий Алексеевич, вот лет тридцать назад в народном театре занимались молодежь и подростки, а как теперь?

— На сегодняшний день театр – взрослый. У нас девять профессиональных актеров – на ставках, и еще человек двенадцать – любителей; мужчин и женщин поровну. Есть смещение в сторону среднего возраста – от 30 до 50 лет, и почти нет молодежи.

- Но репертуар детский и взрослый пополняется исправно…

— Да, у нас будет новогодняя кампания – мы покажем детский спектакль «Часы Деда Мороза», и перспектива новых спектаклей на следующий год уже есть. Кстати, если говорить о детях: в ноябре выходит «Спящая красавица».

- Это будет классическая сказка, по Ш. Перро? Без авангардизма?

— Да, это сказка, с декорациями, с принцем и с красавицей. Впрочем, что рассказывать? Приходите – увидите…