Дед Мороз и дети

«Мы готовимся к новогодним праздникам и помимо проблем с подарками столкнулись ещё с одной – подброшенной американскими учеными в конце ноября. По итогам их исследований, «вера в Санта-Клауса портит нервную систему ребенка».

Прежде чем проецировать открытие заокеанских ученых на российскую действительность, попробуем увидеть различие. О нём года четыре назад предупреждали наши психологи, даже не предполагая, что их коллеги «копают» под седого дедушку. Отечественные специалисты говорили о системе шантажа, которым традиционно пользуются американские родители. Дело в том, что, согласно легенде, Санта-Клаус дарит подарки хорошим детям, а тем, кто плохо себя вел в течение года, – только угольки. Получается, что у него своя система слежения за КАЖДЫМ ребенком, и этот факт становится предметом детской тревоги. А вдруг Санта-Клаус не только видит, но и слышит… детские мысли? Они ведь не всегда чисты и наивны.

Наши психологи считают, что вера в Деда Мороза помогает не только малышам, но и взрослым. Поскольку вера в чудо сама по себе спасает от депрессии, помогает найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций и неизлечимой болезни, убежден московский психолог Максим Прохоров. «Вера в то, что есть кто-то, кто думает о тебе целый год, кому интересно, что ты любишь, чего ты желаешь, как раз поддерживает ребенка». Вопрос в том, до какого возраста поддерживать веру в существование Деда Мороза. Тот же Максим Прохоров считает, что до тех пор, пока сам ребенок к вам не придет и не скажет, что Деда Мороза нет.

Многие из нас, взрослых, могут вспомнить, как узнавали папины ботинки (кроссовки) на ногах Деда Мороза, или как Дед Мороз говорил голосом соседа дяди Васи, или вообще видели, что подарки под ёлку прятала мама… Эти факты кому-то служили горьким разочарованием, а для кого-то проходили безболезненно, так как пришли ВОВРЕМЯ.

Как же осуществить плавный переход от сказки к реальной действительности? М. Прохоров считает, что в норме все должно происходить както само собой…

Чаще всего, уже примерно в 9-10 лет, ребенок от сверстников узнаёт, что Деда Мороза нет, а подарки подкладывают родители.

Ребенок приходит и говорит вам: «Вы что, меня обманывали?» У взрослых есть несколько вариантов ответа. Например, напомнить, что в Великом Устюге находится резиденция Деда Мороза. При этом можно даже воспользоваться интернетом и показать картинки. Можно объяснить, что детей очень много, и он просто не может ко всем прийти. Тем не менее, Деду Морозу можно писать письма, он передаёт все родителям, а родители уже дарят подарки. Если же вы видите, что ваш ребенок созрел, чтобы услышать правду, то можете сказать, что это красивая легенда. Ведь любит же он сказки про Серого Волка, ИванаЦаревича и смотрит фильмы про Гарри Поттера…

Смоленский психолог Светлана Качалова предупреждает: «Когда ребенка лишают раньше времени веры в Деда Мороза, он становится более приземленным. У него пропадает мечтательность, изобретательность в играх. «Когда есть вера, и ребенок надеется на что-то, у него работает воображение, он творчески мыслит. В этом случае у него формируется больше нейронных ассоциативных связей в мозге.

Если же мы забираем эту веру, то сами создаем условия, при которых творческое воображение начинает закрепощаться в рамках реальности. Ребенку крайне сложно вырваться за эти рамки, так как абстрактное мышление до 12 лет еще не сформировано. Способность мыслить творчески – необходимое условие для развития здоровой личности в будущем. Поэтому, считает психолог, – в Деда Мороза можно и полезно верить. Сохранить это хотя бы частично, как символ, как традицию, важно и нужно. Понимание того, что Деда Мороза нет, придет постепенно, с возрастом, как осознание времени – с развитием мышления и систем органов. Надо дать ребенку возможность наиграться. Когда в детстве есть вера в Деда Мороза, в чудеса и волшебство, ребенок живо представляет все это, мечтает, задействовав правое полушарие. Подумав о каких-то насущных бытовых вопросах, малыш пользуется левым полушарием – и в этом случае развитие протекает сбалансированно. Но когда ребенок становится прагматиком, то задействует левое полушарие.

В будущем он может страдать от депрессии и других расстройств, у него возможны невротические срывы. Даже уже развитому мозгу противопоказано долгое время находится в состоянии, когда идет нагрузка только на одно полушарие. Сейчас же, кажется, делается все, чтобы правое полушарие не работало. Дед Мороз, как нематериальный образ, помогает «разгрузиться» в условиях агрессивного насаждения информации».

О том, что думают современные дети о главном символе Нового года, неплохо показали те же американцы в комедии «Дети без присмотра». Для сотен людей, застрявших из-за сильнейшего снегопада под Рождество в аэропорту, компания детей-экстремалов (летевших без родителей) организовала роскошный праздник, заодно и перевоспитав вредного начальника службы безопасности аэропорта таким образом, что он САМ решил стать Санта-Клаусом, раздающим подарки.

Так что не торопитесь отбирать у своих детей веру в чудо, если они сами не спешат с ней расстаться. Видимо, это защитная реакция от излишне жестоких реалий нашей современной жизни.